Ответы священников
Вряд ли найдется такой человек, который бы заявил: «Я очень хочу быть больным». Желать себе и другим людям телесного здравия, казалось бы, естественно. И, к примеру, если спросить молодую мать, чего она хочет своему ребенку, то она прежде всего скажет: «Главное, чтобы был здоровый», – и может больше ни о чем не упомянуть. Но всегда ли полезно быть здоровым и молиться о здоровье? Какое вообще место здоровье занимает в иерархии христианских ценностей?
«Болезнь нужно воспринимать как звоночек с Неба»
Священник Лев Аршакян, духовник Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира»:
– Поставленный вопрос касается телесного здоровья, потому что есть еще и здоровье духовное. Здоровье телесное, конечно, не занимает главного места среди христианских ценностей, как и, например, наша одежда.
Вообще тело – это и есть наша временная одежда, те кожаные ризы, которые мы получили. Да, они очень важны и значимы, это храм души, поэтому Господь часто исцелял людей, и это было одним из Его главных дел на земле. Но, как мы помним, при одном из исцелений Он сказал человеку, который был долго недвижим: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Мы помним также исцеленных прокаженных, которые жили вне города и, увидев Христа, воззвали к Нему с мольбой исцелить их. Но только один потом вернулся к Богу, чтобы Его поблагодарить. А куда вернулись остальные девять человек? – К своим страстям и привязанностям. Так что только один в итоге получил исцеление, которое спасло не только его тело, но и душу.
Конечно, мы должны стремиться к идеалу. Ведь мы знаем, что Христос не болел, потому что у него не было ни греховных помыслов, ни страстей. Хотя болеют и великие подвижники. Но это болезни не за грехи, а для венцов, для принятия большей благодати и больших даров. Болезни святых и подвижников – отдельная, особая тема.
В нашем же случае болезни можно воспринимать как врачевание души, как некую капельницу для болящей души. Вот, к примеру, такая страшная болезнь как онкология. Рак часто протекает совершенно неощутимо, и только когда весь организм поражен, когда уже поздно что-либо сделать с медицинской точки зрения, тогда человек всё и узнаёт. Но эта болезнь может принести большую духовную пользу. Многие даже называют ее ласково: «ракушка». Есть и пословица: «рак не дурак – за руку берет и в рай ведет». Онкология действительно дает возможность потихонечку всё расставить на свои места. Убрать всё лишнее, ненужное, к чему мы привязаны здоровым телом. Душа в итоге очищается, и люди спасаются, возвращаются домой.
Нередко бывают и чудесные исцеления, когда медицина уже совершенно бессильна: человека исцеляют слезы покаяния, церковные таинства, сердечные молитвы и Божий Промысл. Я знаю одну женщину из Грузии, у которой на самой поздней, четвертой стадии обнаружили рак. Не очень еще верующая, она приехала в Москву. Но даже очень умелый врач ей так и сказал: «Я уже ничего не могу сделать. Иди к Боженьке». Божиим Промыслом она зашла в монастырь к блаженной Матронушке, постояла возле нее и ушла. А ночью Матронушка ей во сне явилась и сказала: «А почему ты мне не молишься, почему не просишь исцеления?» А та говорит: «Я не знаю русского, а ты не знаешь грузинского, как я могу тебе молиться?» Такая вот простота. Но сейчас эта женщина полностью здорова, очень почитает Матронушку и никогда не ходит к врачам. Потому что она прошла всех врачей, но ее главным лекарством стала молитва.
Когда приходит болезнь, надо задуматься о своем образе жизни, об отношениях с Богом и людьми
Конечно же, мы должны желать, чтобы тело было здоровым. Но вот человек духовно заснул, забылся и может погибнуть. Болезнь нужно воспринимать как некий звоночек с Неба: «Смотри, что-то с душой у тебя не в порядке, ты можешь погибнуть. Надо привести всё в порядок». Поэтому в первую очередь, когда приходит болезнь, нужно постараться задуматься: «Что я не так сделал?» Надо задуматься о своем образе жизни, об отношениях с Богом и людьми, раскаяться в каких-то своих грехах и собороваться. Часто этого бывает достаточным.
Конечно, мы не отвергаем и медицину, среди наших святых были врачи от Бога: и святитель Лука, и Пантелеимон. Но человек иногда бездумно стремится иметь здоровое тело. А для чего? Чтобы услаждаться какими-то греховными земными радостями, напитать свои греховные страсти. Он думает так: зачем мне жить, если я не могу поесть вкусно, если у меня нет земных наслаждений? Так жили люди без Бога. И мы помним Древний Рим, когда знатные люди даже кончали жизнь самоубийством, если не могли уже предаваться плотским удовольствиям. Но у них не было Бога. Когда нет представления о вечности, тогда здоровое тело выходит на первое место, а это, конечно, страшно опасно. Поэтому Господь и попускает болезни, чтобы мы задумались о душе.
Мы, христиане, должны, прежде всего, думать о душе и даже не стремиться всеми способами избавиться от болезни. От тяжелых, смертельных – да, мы должны просить исцеления, чтобы еще пожить и успеть стать лучше, очиститься, чтобы использовать талант, данный тебе Господом. Тело – это ослик, который должен привезти нас в рай. А болезни нетяжелые часто даже полезны в духовном отношении. Я могу это утверждать и по своему опыту. Например, мучает тебя грех чревоугодия. И ты молишься, просишь: «Господи, избавь!» И вот Господь посылает болезнь, нетяжелую и несмертельную, поражающую пищеварение. Когда у меня заболела поджелудочная железа, врач сказал: «Тебе нужна простая пища. Как говорится: голод, холод и покой». Я даже улыбнулся: это ведь было как раз то, чего я хотел. И зачем убирать эту болезнь? Пусть она будет, потому что она дает мне возможность не впадать в грех.
Вот говорят: «Все болезни от нервов». А что такое нервы? Это гордость, болезненное самолюбие. Мы должны учиться смирению, всё с благодарностью принимать от Бога: жизнь, смерть, богатство, нищету, болезнь. И если есть этот мирный дух, доверие Богу, то скорее всего и болезней никаких не будет. А если мы начинаем грешить, суетиться, нервничать, бояться, то поступают подобные сигнальчики. Поэтому главное врачевство – это врачевание нашей души, главный врач – это, конечно же, Господь, Евангелие, а врачи – это подпорочки. Если мы это поняли, то нужно и духовно исправляться, и лекарства принимать.
«Прежде всего надо искать здравия духовного»
– Господь по Своему милосердию врачевал людей, из чего мы можем заключить, что нормой надо считать всё-таки здоровье, а не болезнь. Другое дело, что состояние здоровья зачастую связано с нашей духовной жизнью и (как мы это знаем, опять же, со слов Спасителя) болезнь бывает следствием греха. Но уж что можно сказать точно – так это то, что здоровье не является высшей ценностью для христианина, и множество святых отцов говорят, что болезнь часто посылается нам не только как следствие тех или иных грехов, но и как средство очищения от грехов и оздоровления души. Парадоксальное получается утверждение, но это так. Во время серьезной болезни человек или совсем перестает грешить, или уж во всяком случае ему дается шанс более ответственно и серьезно задуматься о своей жизни.
Переносить болезнь с терпением, без ропота и с благодарностью – обязательное правило христианской жизни
Кроме того, если человек переносит свою болезнь терпеливо, без ропота и с благодарностью, то болезнь становится для него действенным средством спасения. Болезнь как бы восполняет недостаток тех благословенных трудов, который должен нести каждый христианин, но от несения которых он по лености в той или иной степени уклоняется. Кроме того, болезнь учит человека смирению, если только сам человек не противится этой науке. А смиренным, как мы знаем, Господь дает благодать. Так что хорошо желать друг другу здоровья и просить о здоровье у Господа и лечиться, если заболел, но и переносить болезнь с терпением, без ропота и с благодарностью – это тоже обязательное правило христианской жизни. Ну а прежде всего нам надо искать здравия духовного и заботиться о его приобретении, а оно состоит в согласии человека с Богом.
«Здоровье – великий дар,
но для спасения нам бывает более полезно болеть»
– Представьте, что вам дана тяжелая болезнь, которая мешает нормально жить, трудиться, общаться с ближними. Наверняка каждый из нас будет молиться: «Господи, исцели, спаси, если есть на то Твоя святая воля». Когда человек тяжело заболеет, тогда он понимает, насколько великое благо – здоровье. Поэтому и самым дорогим людям, своим детям, всем, кого любим, мы желаем здоровья.
Здоровье – несомненное благо. Как и жизнь, как и подаваемые от Бога земные радости: семья и дети, мирное небо над головой, любимая работа и творчество. Вот и здоровье – Божий дар, поэтому на богослужении мы молимся об исцелении страждущих и недугующих.
Авва Исаия Отшельник: «Тело ищет здравия для того, чтобы удалиться от Бога»
Только беда в том, что мы и Божий дар обращаем во вред себе. Для многих прекрасное здоровье становится в каком-то смысле соблазном, человек воспринимает жизнь как бесконечный источник удовольствий, который бьет ключом, и такой человек начинает транжирить свои силы и способности, тратить свое здоровье на грех. Вот как об этом говорил святитель Тихон Задонский: «Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет».
Вспоминается из патерика, как авва Исаия Отшельник очень сильно заболел, едва не приблизился к смерти, но когда об этом опечалился его ученик, то авва Исаия произнес удивительные слова, которые всем нам стоило бы помнить: «Тело ищет здравия для того, чтобы удалиться от Бога».
Получается парадокс: здоровье – великий дар, но для спасения нам бывает более полезно болеть. Пока человек не заболеет, он не увидит, что всё телесное хрупко и ненадежно, что более важна бессмертная душа, которую и нужно спасать. Один знакомый диакон посещал близкого ему человека, чья супруга вела светский образ жизни, любила наряды, театры. Настал момент, когда она очень тяжело заболела, слегла. Отец диакон навещал ее на протяжении всей ее болезни, до самой ее кончины. Он поразился, какие удивительные изменения произошли в ее душе: за время болезни она стала глубоко духовным, молитвенным и рассудительным человеком, так что утешали уже не ее, а она сама утешала.
Можно сказать, что здоровье – это великая ценность, но всё же не самая главная, ибо нет ничего выше спасения нашей бессмертной души. Здоровье ценно ровно настолько, насколько оно служит нашему спасению, нашему утверждению в добре.