Почему православным необходимо обладать разносторонними знаниями?
Автор: Архимандрит Андрей (Конанос)
Когда я захожу в книжный магазин, мне становится очень стыдно, потому что понимаю, как мало времени уделяю чтению.
И тогда я хочу знать все обо всем, показать свою начитанность и эрудированность в каждом актуальном, современном и не современном вопросе, иметь обо всем свое мнение, в общем, показать, что я существую, я мыслю, я живу.
И кто же я есть? По большому счету я – невежда.
Я знаю так мало… Я – посмешище полуграмотности.
Я прочел о некоторых вещах, в чем-то немного разбираюсь, имею какое-то суждение по каким-то вопросам.
Но знаю ли я, о чем говорит наука, каковы новые исследования, что преподают в университетах? Нет. Это не касается меня. Я черпаю знания из других источников: смотрю сериалы, телевизионные шоу, музыкальные конкурсы и фильмы.
Вспоминаю, когда я читал книги каждый день. Бывали такие времена. Иногда я вообще ничего не читал. Ни минуты, ни одной страницы.
А что я читал? Обычно дешевые книги, ширпотреб.
Важно интересоваться тем, что ведет тебя вперед. Чтение утомляет твой ум, но двигает вперед.
Смысл в том, чтобы мозг развивался, углублялся, философствовал, заключал в себе свет познания и правды.
Святой Порфирий наведывался в мединститут слушать лекции, чтобы быть образованным. Он рекомендовал каждому двигаться вперед, постигать новое, не бояться знаний.
В то же время греческие духовники советовали духовным чадам не ехать учиться за границу, чтобы не потерять веру в плохих компаниях, не искушаться грехами, не вступать в добрачные отношения.
Множество людей, считающих себя настоящими православными, остановились в своем развитии, в познании Бога. Они остались на том уровне, на котором были в момент воцерковления, десять, двадцать лет назад. У них нет желания развиваться далее, расширять горизонты.
Многие из нас замкнулись и закостенели. Думаем, что изолируясь делаемся богатыми, что больше нам ничего не нужно, что всего достигли, при этом имеем всего лишь какое-то подобие духовного самоудовлетворения.
Такие мысли возникают, к сожалению, у многих церковных людей по нескольким причинам.
Первая – лень. Собираешься читать, но думаешь, что этот процесс займет все твое время.
Следующая причина – чувство самодостаточности: я это и так знаю. Я знаю все, что мне нужно, и не нуждаюсь в новом.
Еще одним препятствием является малодушие, что в свою очередь приводит к соответствующим защитным реакциям: новая информация может меня потрясти или испугать – и я потеряю свою веру! Уж лучше закрыться в моем микрокосмосе.
Но мир прогрессирует, ставит новые вопросы. Некоторые из нас, не стремясь к новым знаниям и открытиям, к сожалению, имеют поверхностную веру.
Вопрос: кто прочитал Святое Писание хоть один раз? Сколько нас? Не думаю, что много.
Ты читал Библию?
Просто из интереса, друг мой, посмотри, о чем говорит Священное Писание.
Ты не прочел Книгу книг, но веришь, что мы лучшие, что в большей степени все искренние и просветленные, знаешь изъяны других вероучений и защищаешь наши преимущества, которые успешно игнорируешь и никак не можешь доказать этого.
Твои аргументы: «Так меня учит священник», «Это правильно, ибо я верю».
Что еще нужно?
Как-то я попросил одного простого и любящего уединение епископа посоветовать мне что-то прочесть. И он поразил меня своим ответом: «В это время, отче, я читаю Коран, потому что хочу знать, что думают миллионы людей на планете. Я не всегда могу судить, комментировать, опровергать идеи других, так как не представляю, о чем говорит эта книга. Недавно я прочел книгу по психологии об отношениях в браке, в прошлом году – об изобретении велосипеда и об истории Европы».
Важны открытия, всесторонность и обширность знаний, отсутствие боязни, нетерпимости, гибкость, готовность к познанию нового, понимание другого и в то же время забота о сохранении собственной идентичности и самоуважения.
Православию нечего бояться! Его не сломаешь знаниями, ибо то, чему надлежит разрушиться, рухнет!
Когда я был еще маленьким, один старец в моем районе ходил на рынок с «противоеретической» группой, чтобы противостоять раздающим листовки свидетелям Иеговы. Единственный аргумент, с которым я выступал против них: «Идите от нас, жулики, не засоряйте наш квартал».
Услышав это, старец спросил меня, как можно быть истинным православным и при этом говорить такие слова?
Я удивился, потому что мы боролись в коричневых костюмчиках и называли наши методы «противоеретической борьбой» по-православному.
Важно осознать, что каждый из нас должен обладать разносторонними знаниями, а для этого нужно много читать!
Архим. Андрей (Конанос)
Перевод Евгения Кравченко
Источник: facebook.com/AndreasKonanosPage