Panem et circenses! Хлеба и зрелищ! Больше ничего народу великого Рима не нужно! Тысячи в Колизее наслаждаются боями гладиаторов, аплодируя победителям и опуская большой палец вниз для побежденных: да умрет! О, как сладко это зрелище – зрелище чужой смерти! Как это зрелище развлекает! Что до боли и мук поверженных, что до их предсмертной агонии! Умирает ведь не человек, а раб, основная функция которого – развлекать своими страданиями почтенную публику. Panemetcircenses!
На днях я имел удовольствие посмотреть эпический голливудский фильм «Мир Юрского периода». Из названия фильма ясно, что развлекать нас будут не компьютерными моделями динозавров, мирно пасущимися на лужайке, а зрелищными смертями людей, попавшими в зубы сбежавшему из клетки тиранозавру-рексу. Вот она – главная идея фильма! Побольше крови, побольше пожираемых человеческих тел! Как тут не воскликнуть, завернувшись в тунику римского патриция: "Panemetcircenses!»
Кто мы? КровоЖадные до мучительной смерти гладиаторов древние римляне или образованные, морально высокие и нравственно чистые жители XXI века? Мне кажется, мы мало отличаемся от своих пращуров. Та же жажда крови, то же удовольствие от чужих смертей.
«Но ведь это экранные, не настоящие смерти – все на самом деле живы!» Басни все это! Мы-то воспринимаем происходящее на экране, что называется, «вживую», мы ВЕРИМ действиям героев, ВЕРИМ сюжету. И в нашем сознании смерть охранника или невинной сотрудницы парка динозавров в зубах морского чудовища – взаправдашняя. Иначе мы не получали бы удовольствия от процесса! Потому-то так РЕАЛИСТИЧНЫ экранные смерти – чтобы мы ПОВЕРИЛИ!
Фильм масштабный, очень зрелищный и захватывающий. Но после просмотра у меня испортилось настроение: неужели мы – древние римляне? Неужели чужая смерть так будоражит нам кровь и при выходе премьеры очередного смертоубийственного фильма заставляет покупать билет, поп-корн, идти в зрительный зал и сопереживать? Но кому? Убиваемым пачками людям? Или главному герою, который палит из своей многозарядной винтовки, валя «плохих парней» десятками, и по трупам лезет спасать какую-то смазливую бабенку?
Ребята, ну надо же фильтровать поступающую информацию! Такие фильмы учат нас не переживать за убиваемых, пусть и понарошку, а получать от этого процесса удовольствие, чуть не написал – радость. Нас приучают быть равнодушными к чужим смертям. Не потому ли, когда в новостях мы узнаем о РЕАЛЬНЫХ смертях РЕАЛЬНЫХ людей, это нас почти не трогает? И потому тоже.
Нас учат не ценить жизнь – ни чужую, ни свою. Да-да, подобными «киношедеврами» нам в сознание аккуратно внедряется мысль, что мы – никто и ничто, что наша жизнь ничего не стоит. Что после этой жизни, то есть смерти – ничегошеньки нет. А потому все, что нам нужно, это «panemetcircenses», то есть набивать брюхо едой, а голову – пустотой. Не думай ни о чем, человек, а развлекайся, ешь, пей, веселись!
«А какая в этом проблема? Все так живут». Проблема – вселенского масштаба, потому что личность человека – важнее и ценнее целой вселенной. Родившись, мы не сможем больше умереть. Жизнь продолжится и после смерти. Однако, чтобы эта, посмертная жизнь, была нам в радость, нужно готовиться к смерти. А мы, древние римляне XXI века, не готовимся. Почему? Потому что не ценим ни чужую, ни свою жизнь, считая, что она нам дается только ради одного – развлекаться.
Благодаря бесчисленным фильмам с горой трупов смерть обесценилась, потеряла в глазах миллионов привлекательность – в том смысле, что не привлекает наше внимание, не заставляет приводить себе на память жгучую мысль: я тоже умру. Все внимание наше сосредоточено на земной реальности, от которой мы хотим получать только две вещи – хлеба и зрелищ. Не потому ли в последнее время возник гигантский вал ранних, преждевременных смертей по всему миру? Ураганы, один страшнее другого, землетрясения, цунами, сели, сходы лавин?
Бог стучит нам сверху, стучит по нашим безмозглым головам: очнись, человек! Ведь ты завтра можешь умереть! Завтра? Но не сегодня же! Ведь сегодня – премьера фильма «Мир Юрского периода». Я не могу ее пропустить…
Артемий Слёзкин