Николай Бульчук
«У вас в Церкви все посты да посты…» – слышишь порой из уст людей, не желающих по тем или иным причинам соблюдать церковные установления, но, тем не менее, уважающих церковную традицию и даже называющих себя верующими православными. А на самом деле: ведь 200 дней в году и вправду являются днями поста у православных. Почему это так? И чем в действительности является церковный пост, а не так называемая «постная диета», которая в последнее время становится очень актуальной?..
Здесь можно было бы привести многочисленные цитаты из святых отцов и учителей Церкви, которые неоспоримо свидетельствуют о необходимости поста для воспитания настоящей молитвы, духовной жизни и собственной самодисциплины. Но вряд ли кто из современных людей (не монахов, но живущих в миру) способен хотя бы представить (а не только воплотить в действительности) все то, к чему призывают нас святые и подвижники благочестия. К сожалению, сегодняшняя жизнь, весь мир, окружающий нас настолько изменились по сравнению с временами даже 50-, 100-летней давности, что трудно представить себе возможность строить свою жизнь так, как наставляет нас Церковь.
С другой стороны, если вдуматься: что такое пост? Это самодисциплина, ответственное отношение к себе и к окружающим, трезвомыслие – адекватная оценка своим действиям и действиям внешнего мира по отношению к себе. Вспомним фразу из Евангелия: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мк., 14-38). Собственно, пост – это бдение над собой, над своей душой. А если шире – над всей своей жизнью.
Это и есть ответ на вопрос о необходимости поста для каждого действительно верующего христианина. И опять же: верующего. Кому мы веруем? Слову Господню, откровению Евангелия: если Господь свидетельствует, что трудясь над собой, трезвенно подходя к самому себе и своим поступкам, мы «не внидем в напасть», то мы твердо верим, что так оно и будет. А какой человек сознательно хочет повредить себе и своей душе, своей вечной участи? Только безумец, пожалуй... Поэтому мы и прислушиваемся к голосу Церкви, призывающей нас на поприще поста и покаяния.
И, конечно, главный пост года, предшествующий главному Празднику – Празднику Праздников, Пасхе Христовой - это Великий Пост. Великий – не только по «великости» своей продолжительности (почти 50 дней), но по своему смыслу и значению.
Люди, давно находящиеся в ограде церковной, с молоком матери впитали в себя весь строй и ритм этой удивительной жизни, жизни Церкви. В ней каждый день особенный: память какого-то святого, особый отрывок из Евангелия и Апостола, особое поучение на этот день, особые молитвы и песнопения, «гласы»: все объединено, продумано, создано для того, чтобы ты имел возможность строить свою жизнь на этой «волне». И даже если твоя собственная жизнь выбивается из ритма жизни Церкви (а это неизбежно, как правило, почти всегда и выбивается!), то существуют определенные «маяки», «сигналы», которые не дадут тебе возможности совершенно утерять путь и сбиться с дороги. Это – своего рода «вехи» церковного богослужебного круга.
Пришло Рождество, за ним святки… Крещение отпраздновали… Сретение не за горами… Начинают в храмах петь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» А это уже говорит о приближении масленицы, а, значит, и удивительных, особенных, исполненных невыразимого смысла дней святой великой Четыредесятницы, или Великого Поста. Звон колокола, вереница молящихся, идущих в храм или из храма, отрывок песнопения или молитвы, что-то еще неожиданно но так уместно вторгающееся в нашу обыденность «оттуда», из мира Церкви, – сразу, как камертон, заставляет душу вздрогнуть и дать себе отчет: где ты сейчас находишься, далеко ли ушел от верной дороги, не грозит ли тебе опасность потерять путь…
Но все, о чем я пишу выше – сухая статистика. Потому что никогда никому «в цифрах» не объяснишь и не докажешь, если не коснется тебя благодать Христова, «освящающая и просвещающая всякого человека». Если это случится – а это случается, и даже в наше время случается на каждом шагу – тебе не нужно будет ничего никому объяснять и доказывать: мощный поток любви Божией и благодати Божией захлестнет тебя, как в водоворот, и ты сам будешь стараться найти время и возможность «ухватить» из жизни церковной по возможности как можно больше! Уделить своей душе и себе лично (потому что повседневность ничего не оставляет для тебя лично, ты это понимаешь потом, на горьком опыте!) что-то из крупиц Божественной сокровищницы духовных даров, которыми преисполнена Церковь.
Но как включиться в эту жизнь духа, и почему я должен быть уверен, что мне это необходимо? Нужно сделать первый шаг – к Богу. Принести покаяние в своих грехах в Таинстве исповеди. Приобщиться Святых Таин Христовых на Божественной Литургии. И уже тогда, пережив это опытное общение с Живым Христом, из глубины своего сердца ответить самому себе на вопрос: что я чувствую и ощущаю теперь, и как я жил раньше?
И тогда можно будет раскрывать для себя глубины Великого Поста: великой духовной реки, вводящей нас в Пасху…
А река эта близко уже: уже плещутся ее воды под нашим окном, заставляя прислушаться и подготовиться. Уже слышали мы в храме Евангелие о Закхее, который только из чистого любопытства, будучи не только не верующим во Христа, но «начальником мытарей» (по-нашему, руководителем налоговой полиции, да еще нечистым на руку), потрудился влезть на дерево, чтобы в толпе увидеть Спасителя, беседующего в окружении собравшегося народа. Но любопытство это, видимо, не лишено было некоего дерзновения: не было просто праздным любопытством. И поэтому вознаграждено было по-царски Самим Господом: «Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть…» Проявим и мы хотя бы любопытство, исполненное надежды, чтобы услышать и нам слова спасения от того, Кто Один только может спасти, а потом принесем и истинное покаяние. Откроем для себя двери Великого Поста, а Господь по Своей неизреченной милости откроет для нас Врата Пасхи – и здесь, на земле, и в Вечной блаженной вечности!
Все статьи
Другие статьи автора