О пути доброты – Артем Перлик.
Литературовед Ольга Данченкова как-то сказала, что один из смыслов чтения творений святых отцов в том, чтобы выйти из храма и ощутить весь мир, всю Вселенную как дом Господень.
Людям, даже церковным, труднее всего бывает поверить, что жизнь – это радость, и исповедуя важность радости, мало кто может точно сказать, что же это такое. Между тем, путь к блаженству не скрыт и не утаён от нас Богом.
Известный философ Татьяна Горичева рассказывала об этом: «Я спросила отца Порфирия (Кавсокаливита) в Афинах: “Как относиться к радости? Потому что столько страдания кругом…” А он ответил: “Ты должна жить в раю, всё, не смущайся”. И то же самое мне сказал отец Софроний (Сахаров): “Ты должна жить в раю”».
И весь облик этих подвижников, Софрония и Порфирия, говорил о том, что жизнь есть блаженство для добрых душ. И многие были готовы пролететь тысячи километров, чтоб увидеть этих необыкновенных людей, которым было светло жить и которые могли приобщить других такому поразительному мировосприятию.
Все живущие на земле хотели и хотят себе счастья. И Христос на Тайной вечери открыл нам, что счастье мы находим, когда ищем его для других и постоянно участвуем в благословенном Таинстве Причащения. Только сочетание этих двух вещей приводит нас в радость.
Люди, бывает, говорят: «Да кому там я могу помочь? Какое волонтёрство? Какие поездки к инвалидам?». Но на самом деле мы всегда окружены поводами к доброте. Святой Порфирий Кавсокаливит говорил об этом следующее:
«Когда у тебя есть возможность, помогай и материально. Но больше оказывай тем, кто находится рядом с тобой, вот какую помощь: разговаривай с ними, выслушивай их, когда они хотят рассказать тебе о своих трудностях, высказать тебе свою боль, посиди с ними вместе, чтобы они не чувствовали себя одинокими».
Постижение истины всегда связано с добротой. Так, одна моя студентка православного факультета писала контрольную по Новому Завету. Но мысли у неё никак не могли сложиться в нужном направлении, как вдруг ей позвонил я и предложил совершить волонтерскую поездку в психоневрологический интернат. Для неё это было ново, однако она согласилась, а потом с удивлением заметила, что доброе дело позволило ей понять тот отрывок Писания, который ей поручил изъяснить преподаватель. Так способна воздействовать на нас доброта.
Мысль и жизнь святых отцов ставит нас перед красотой, за которой хочет следовать сердце. Святые не давали правил, но открывали красоту жизни с Богом.
Есть такая легенда. Жил принц, он любил принцессу. Приближался день рождения принцессы, и она ждала от принца подарок. И вот в день рождения слуга приносит ей коробку и говорит, что это – подарок принца. Принцесса думала, что внутри будет что-то очень хорошее, открыла коробку, а там лежал среднего размера деревянный шар. Принцесса возмутилась, схватила шар и кинула его в стенку. Шар распался на две половинки, и оттуда выкатился другой шар – поменьше и серебряный. Заинтересованная принцесса подобрала серебряный шар, стала его осматривать, где-то случайно нажала, шар раскрылся, а внутри был ещё один шар – меньшего размера и золотой. Принцесса стала его внимательно осматривать, нашла место, где нужно нажать, и открыла шар, а внутри было обручальное кольцо с надписью «Из любви к тебе».
Точно так и христианство святой Феофан Затворник сравнивает с орехом, который очень вкусен внутри, но до этого вкуса ещё нужно добраться, и мы обретаем его по мере преображения. А преображение – это даже когда мы, чтоб ни в чём не нарушить Его красоту, отказываемся от права обидеть в ответ или принимаем выходки другого как немощь.
Так и один поэт рассказывал, что как-то ехал в автобусе от своей возлюбленной домой, и рядом с ним на сидение уселся отвратительного вида пьянчуга. Выпивоха всё время что-то выкрикивал и толкал поэта, так что тот весьма тревожился, не затеет ли пьяный с ним драку.
– Господи! Я совсем не хочу такого соседства! – воскликнул он мысленно.
И тотчас в сердце пришли слова: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
Путь добра состоит из множества мелочей, которые для кого-то оказываются драгоценными, а для кого-то и спасительными.
Так, знаменитый французский богослов и патролог Оливье Клеман как-то в мучительном состоянии духа ехал в метро, и в голове его всё заслоняли мысли о самоубийстве. Вдруг он обратил внимание на сидящую рядом с ним пятилетнюю девочку. Та тоже посмотрела на Клемана и светло улыбнулась ему. И Оливье тогда понял, что в мире по-прежнему есть доброта и радость и Бог по-прежнему внимает ему.
Всевышний наставляет нас разными путями: через духовных людей, через любящих нас, бывает, что и через наших врагов. Но Он постоянно общается с нашей душой и Сам, только люди Его не умеют слышать. По мере преображения человек восстанавливает в себе способность расслышать Бога. Но Дух Святой кроткий – если в душе кипят страсти, то нам не расслышать Его голос.
Если человек имеет какой-то вопрос, то Бог обязательно ответит ему, через вовремя попавшуюся книгу, ситуацию, слова другого человека.
Может Бог и непосредственно обратиться к нам.
У старца Софрония Сахарова был в жизни тяжелый момент, когда он совсем не мог побороть страсти и обратился к Богу, говоря, что Тот будет судить его за исполнение заповедей, которые он по немощи не может исполнить. Бог не грешит, но Он – всесилен и Ему не надо грешить. А он, Софроний, слабый человек, которому всех сил души не хватает на то, чтобы победить грех. Старец кричал об этом Богу, и Бог ему ответил словами Евангелия. Эти слова прозвучали в сердце старца: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, ибо Он есть Сын человеческий». И старец ощутил (а ощущение в таких случаях приходит одновременно со словами), что Христос, будучи человеком, исполнил заповеди и поэтому Он может требовать от нас исполнения их.
Как и всё в мире – возрастание сердца в настоящести происходит постепенно. Вспоминаю одну свою студентку, которая пришла получать второе высшее образование теолога в возрасте пятидесяти лет. Незадолго до начала обучения она стала ходить в храм и поняла, что только открыв для себя христианство она увидела, как интересно жить.
А потом, уже по окончании обучения, ей пришлось испытать много боли и трудностей, и я всегда помогал ей как мог, но и видел, что она растёт, что боль открывает в ней всё больше места для Господа и она всё больше становится солью каждой компании, куда приходит, и всякого дела, за которое берётся. Сейчас она преподаёт в воскресной школе большого собора и всегда переживает: может ли что-то дать детям?
– Таким, как Вы, как раз и нужно преподавать, – отвечаю я ей, – потому что, если Вы умолкните, то камни возопиют.
И теперь, когда она расцветает в красоте, я с удивлением вспоминаю, что началось всё с того, что она просто хотела настроить свою душу на звучание Господа в мире. А ведь в этом и заключается наше дело, и всё зависит от того, кто на что настроен.
Есть интересная притча об американце и индейце. Прогуливаясь по улицам Нью-Йорка, они обсуждали какие-то новости, как вдруг индеец остановился и сказал:
– Я слышу сверчка!
– Это невозможно, – заверил его друг – в центре города не водятся сверчки, а если и водятся, то их нельзя услышать в таком грохоте, шуме и толчее.
Но индеец уверенно повёл американца к ближайшей клумбе, раздвинул кусты и указал ему на сидящего на травинке сверчка.
– Как ты это сделал? – поразился американец.
– Всё зависит от того, кто на что настроен, – улыбнулся индеец.
– Это как?
И индеец вместо ответа вытащил из кармана несколько центов и бросил на мостовую. И тотчас, несмотря на шум, все прохожие стали смотреть, не они ли потеряли монету.
– Вот видишь, – ещё раз улыбнулся индеец, – всё всегда зависит от того, кто на что настроен…
И вся мировая красота, существует ещё и затем, чтоб нам легче было различать голос Бога, без Которого мы никогда не испытаем ни полноты, ни счастья.
Важно знать, что путь человека к благодати, к ощущению Бога не содержит ничего экстраординарного или секретного. Если спросить, как стяжать благодать, то можно ответить: ходи в храм, исповедуйся и причащайся, молись, делай добрые дела и понуждай себя исполнять заповеди. И этот путь приведёт тебя к свету, как привел уже сотни миллионов живших до нас людей.
Как же нам узнать, что мы идём к свету? Что подскажет нам, что мы обретём желаемое?
Святой Силуан Афонский называет простой критерий, который мы всегда можем контролировать. Это милосердное и хорошее отношение к врагам и недоброжелателям. Чем лучше наше внутреннее отношение к ним, тем ближе мы к свету Господню, потому что Бог особым образом извещает сердце быть милосердным и жалеть обидчиков.
Святой Силуан Афонский называет ещё один критерий: когда мы видим благодать в сердце другого человека, то потому, что и мы причастны к благодати.
И, наконец, Василий Великий говорит, что зна?ком Святого Духа, живущего в человеке, является постоянная память человека о Боге. О святом Варсонофии Оптинском рассказывают, как однажды, встав после трапезы, он стал говорить, что, кушая, понял некий отрывок из Писания. Слушатели удивились, насколько мысль старца постоянно была с Господом. Почему так? Потому что любя кого-то, мы всё время думаем о нём. А любя Бога, думаем о Нём. И благодать приходит по мере любви. «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47).
Христос особым образом превращает нашу жизнь в сказку, которая сбывается на самом деле, превращает в приключение, в пути которого есть смысл и цель.
Митрополит Антоний Сурожский говорит об этом так: «Мы предаёмся в Его руки с надеждой, что в меру своих сил любим Его и сами любимы Им вплоть до креста и воскресения».
Христос не оставит без внимания никакое наше доброе дело. Он рядом с каждым, но беда людей, что Они Его чаще всего не ощущают. И каждому может помочь этот путь деятельной доброты и постоянного причащения, о котором святой Порфирий Кавсокаливит говорил, что оно есть «вершина истины».
Митрополит Вениамин Федченков рассказывал, как к нему пришли двое подростков после причастия. Они сидели тихо, и было видно, что их коснулась благодать. Один из них сказал: «Как на Пасху. И за что нам это? Неужели только за то, что покаялись?».
Если человек чувствует Бога и доверяет Ему, то он ещё на земле живёт в райском состоянии.
Бог даёт Себя за смирение, любовь и покаяние, за служение другому человеку.
Благодать проявляет себя в сердце человека и как тишина чувств, и одновременное веяние тихого светлого ветра, и как тихий свет, особым образом просвещающий душу, и как излияние света, просвещающее всего человека, и как ликование жить и творить, и как радость о Боге, мире, своём месте в бытии и о других людях.
Что делает в человеке благодать? Обратимся к наследию святого Макария Великого.
1. Она умерщвляет живущий в человеке грех. Человек с удивлением замечает, что страсть, которая жгла и ввергала во тьму, отступила и больше не тревожит его. Однако, периоды такого покоя от страсти будут сменяться периодами борьбы. Этого не нужно бояться, ведь и святые боролись до самой смерти, но даже оступаясь, они никогда не хотели греха и больше всего не желали огорчить хотя бы чем-то любимого ими Христа.
2. Получившему благодать легко исполнять все заповеди. Нелепым, ненужным представляется грех, когда Господь посетит душу Своей благодатью.
Так, например, если раньше блудные чувства казались необходимыми, то теперь они представляются отвратительными, так как душа боится оскорбить полученную святыню. Это чувство помогает душе в будущих искушениях.
Так и святой Иоанн Златоуст в юности считал для себя невозможным быть священником ещё и потому, что не мог спокойно общаться с девушками и ни в коей мере не испытывать незаконных чувств, а священник много общается с девушками. Но когда он вырос в Боге, то эта проблема отпала сама собой, и, будучи всю вторую половину жизни окруженный не просто девушками, но такими красавицами, как святая Олимпиада, он относился к ним как к сёстрам и драгоценным подругам, хотя в юности и не думал, что сможет поступать так.
3. Облагодатствованная душа освобождается от привязанности к незначимому и неважному. До прихода благодати человек полагал цель в земных удовольствиях, в возможности получше устроиться, а когда он касается света, то начинает искать неба и всего, что небесное. У Соломона есть такие слова: «Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим» (Еккл. 2:26).
Облагодатствованный человек рад, когда всё раздаёт. Святой Леонтий Исповедник, получая зарплату, бросал её в кружку церковных пожертвований и говорил: «Опять я свободен». Старец Виталий Сидоренко любил всё раздавать. В конце концов келейница сказала ему, что он может раздавать только то, что лежит у него на кровати. Он послушался, а спустя некоторое время она убирала в кельи и положила на кровать куртку. Спохватилась, но было поздно – старец её уже успел отдать какому-то прохожему. Инок Трофим, новомученик Оптинский, перед смертью говорил, что у него настроение такое, что вынес бы всё из кельи и раздал.
И знавшая свет Господень Шарлотта Бронте, написавшая роман «Джейн Эйр», замечала, что когда к нам приходит щедрый, нежданный дар, когда нас касается Божий свет, то мы всегда хотим поделиться хотя бы чем-то, потому что это естественная потребность души – отвечать на дары Господни ответным даром.
4. Душа достигает са?мого тесного единения с Богом, причём единение это совершается внутри человека. От благодати усиливается и вера как ощущение живого Бога, Который и рядом, и в сердце. Помню, как епископ Митрофан Никитин строго сказал некой девушке: «Что ты смотришь под купол храма? Разве Бог там?». И действительно: Бог обитает в человеке. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
5. Мир становится для нас поводом для ликования и благодарности, а жизнь перестаёт представляться как страдание, но оказывается наполненной красотой и светом до такой степени, что ещё на земле мы ощущаем её как блаженство, что, однако, не исключает душевные бури и переживания, естественным образом сопровождающие в нас рост нового человека. Но ведь никакое рождение не бывает без боли, и всё же боль стоит того, чтоб увидеть Вселенную и друзей!
Святой Иустин Сербский, удивляясь этому, писал: «По своей божественной, логосной сути жизнь есть рай».
6. Нам становится радостно умножать везде красоту. Наша жизнь, труд, творчество становятся свободными и красивыми. Мы вырастаем из всех законов, заменяя их трепетным нежеланием огорчить Христа. И потому мы оказываемся способны «любить Бога и делать что хочешь» (Блаженный Августин).
7. Душа, в которую входит Бог, так очищается и просветляется, что сама становится светом. Этот свет тогда льётся в мир. Быть рядом с благодатным человеком – утешение, ведь наша душа тогда точно знает – ты любим и нужен до того, что с тобой будут готовы даже поменяться своим местом в раю, только чтобы ты был спасён и счастлив.
Мера благодати не статична. «Праведный да творит правду еще, и святой да освящается ещё» (Откр. 22:11). Феофилакт Болгарский писал: «Вера, живущая в христианине, есть Христос».
И чем больше в нас Бога, тем ясней для нас реальность светлого духовного мира, когда всё вокруг оказывается живой сказкой, а мы – её драгоценными персонажами и детьми великого короля, идущими к нему по такой важной и необычной дороге к свету.