Митрополит Антоний (Паканич) рассказал, какие мечты исполняются и почему.
Вредные мечтания
«Можно ли мечтать православному?» – часто можно услышать такой вопрос.
Все зависит от смысла, который мы вкладываем в это понятие.
В аскетической практике «мечта» имеет отрицательный смысл и означает иллюзии, фантазии, самообольщение, подмену реальной жизни несбыточными желаниями и переживание их как реальности.
Такие мечтания, как правило, исходят от самолюбия, которое способно напрочь уничтожить искренность и сердечность, убить всякий добрый порыв в душе. Милосердие, кротость, сострадательность и самопожертвование планомерно изгоняются из самолюбивого сердца, расцениваясь как проявление слабости, не свойственное успешным людям со здравым умом.
Идя на поводу самолюбия, человек сознательно избегает трудов на благо ближних, бережет себя от лишних забот и треволнений по поводу других. Таким образом, лишает свою душу любви, которая уже более не может согревать его сердце, радовать, приносить мир.
Все мечты и желания такого человека исходят из самолюбивых, эгоистических запросов и неизбежно несут вред душе.
И нужно немало мужества и стойкости, чтобы не подпасть под влияние «сладости» подобных мечтаний и хотелок, продиктованными нашими страстями и дурными привычками. Требуется предельная предусмотрительность и самособранность, чтобы не сойти с пути, имеющего целью нравственное совершенствование.
Лучшая мечта
Мечта может стать также огромным стимулом и мотивацией, помогая нам двигаться вперед, развиваться, жить.Мечта как пламенное горячее желание достичь пользы для своей души или сделать что-то на благо ближнего, семьи, порадовать родных – необходимое условие существования.
Горячее сердце способно зажигать другие сердца, в состоянии помогать людям находить истину, развиваться, умеет согревать и вдохновлять.
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Если хочешь построить корабль, не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря».
Перефразируя его слова, можно сказать, что христианину нужно пробуждать в себе тоску по раю, по тем временам, когда богообщение было центром жизни человека, естественным и неотъемлемым; не существовало ни горестей, ни печали, ни смерти, ни боли, а только кругом одна Божия благодать, любовь и красота, отраженная в каждой травинке, лепестке, капле воды, глотке воздуха; прекрасное место, где все реки ждут только Его отражения, а все тропы – Его шагов.
Искренние стремления к подобным идеалам и вершинам, безусловно, полезны и похвальны. И пусть они станут окрыляющей и спасительной мечтой, которая обязательно осуществится.
«Я ищу того, кто похож на окно, распахнутое на море. Зачем мне зеркало с собственным отражением? Оно переполняет меня тоской», – читаем у Сент-Экзюпери.
И христианин должен стать таким «окном», открывающим людям неведомые дали любви и радости жизни в Боге.
Записала Наталья Горошкова