Почему люди отступают от Бога, Церкви, веры? Отвечает митрополит Антоний (Паканич).
![](/uploads/posts/2020-08/medium/1598859614_56268582_252623695692482_1776382088325365760_n.jpg)
Отступление от Бога не происходит вмиг. Это следствие незавершенного процесса познания Бога, постепенная (сначала по мелочам) ложная целеустремленность. Это некое утонченное самолюбование.
Человек, приближающийся к Богу, одновременно уязвляется Божией любовью и уже никогда не променяет ее ни на какие земные удовольствия.
Все отступления, происходящие по тем или иным внешним поводам, указывают на одну единственную внутреннюю причину: отсутствие веры в Бога. Настоящей веры, пронизывающей все бытие, а не поверхностной фантазийно-романтической. Вера – эта работа над собой до конца жизни. Это постоянный каждодневный выбор в сторону добра, сознательный отказ от зла и греха. Вера – это и праздник, и тяжелый труд.
Если человек уходит из Церкви, оставляет веру, жалуясь при этом на полученные в Церкви раны, значит он верил в людей, а не в Бога.
Упование на людей, а не на Бога, неосуществленные ожидания действительно могут глубоко ранить. Но вина в этом на человеке и его гордыне.
Нужно меняться самому, а это болезненный процесс. Поэтому многие выбирают более «легкий» путь. Закрывают глаза на собственные немощи и пристально рассматривают слабости ближнего. Но это только усугубляет ситуацию. Раны, которые не лечат, гноятся и могут привести к гангрене.
Люди никогда не изменятся в угоду нам, никогда не будут соответствовать нашим ожиданиям, даже самые лучшие из людей. Ожидания всегда порождают безнадежность и страдания. И ведут к ропоту.
Отступление от Бога есть ропот на Него и является тяжелейшим грехом. Он сковывает, убивает душу, как правило, прикрываясь поиском высшей справедливости.
Никакие внешние причины не могут стать препятствием на пути к Богу, только наши страсти. И бессмысленно кого-то винить, искать виновных в прошлом или настоящем.
Надо взять ответственность за свою жизнь на себя и честно признаться, что нет пока истинной веры в душе, что все это время плыл по течению, двигался механически, верил формально, потакал себе.
С этого признания и начнется возрастание в вере нелицемерной. Не сам грех страшен, а нераскаянный грех.
Желание уйти из Церкви, веры – это верный знак того, что Господь так и не стал центром нашей жизни, ее Хозяином и Основой.
Дом был построен на песке, и первое сильное дуновение тут же разрушило его.