Выдержке у Спасителя стоит поучиться.
Смотрите, берегитесь… (Мк. 8:15).
Он не питал иллюзий относительно человечества. Рухнувшие с подаренных им небес, слабые и неразумные, но мнящие себя хозяевами вселенной. К таким людям и пришел Христос, терпеливо выслушивая их на протяжении многих дней и спокойно поучая на тех или иных примерах-притчах, подходящих к представившемуся случаю. Хотя Он и сотворил достаточно чудес – не ради шоу и демонстрации силы, а лишь на пользу конкретным людям – зрелищ от Него настойчиво требовали фарисеи: «Дай знамение с неба, пусть гром, что ли ударит, чтобы мы, наконец, не пребывали в сомнениях по поводу Тебя…»
Для фарисеев Бог – словно развлечение, как бы сами они ни убеждали себя в обратном. В случае Его пришествия на землю речь шла о победе над смертью, раскрытии этого секрета для людей и предоставления им бесценного ключа к вечной жизни. Спаситель пытался донести до каждого человека: пусть не материя главенствует в ваших умах, а дух; чудеса, связанные с умножением количества золотых монет у вас в доме или числа овец на пастбище не решат главной проблемы; вы будете все так же больны смертью, пока не поймете, как мыслю Я.
Спаситель совершал те чудеса, которые были действительно необходимы людям. Он исцелял больных, изгонял бесов, кормил тысячи голодающих, преумножая ради них хлебы. Удивительно, но апостолы как-то вдруг однажды об этом забыли, не вняв словам Спасителя о том, что нужно опасаться какой-то фарисейской закваски. Фарисейская закваска – избирательная религиозность. Это вера в Бога, которая используется в жизни фрагментарно. В храме я само благочестие, за его пределами живу по законам мира. Везде же нужно подстраиваться под среду и жить по ее законам. Иначе как выживать?
Подобный подход есть настоящая сделка с совестью. И пойти на нее человек решается по понятным причинам: нет достаточного уровня убежденности в Боге, который бы позволил без размышления оставить все суетно-мирское и следовать за Ним. Но, как известно, жизнь для того и дается человеку, чтобы он смог свое истинное предназначение реализовать, методом проб и ошибок, постепенно набираясь опыта и раскрывая в себе образ Создателя. Но совсем другое дело, когда христианин, понимая, что поступает неправильно, все-таки так поступает, находя для себя аргументы в пользу правильного поступка. «Нет, здесь моя вера будет мешать. А вот здесь по этим законам точно не проживешь. И тут точно не удастся хорошо устроиться, если вот это или это соблюдать… ну, а вот эти слова и эти две заповеди можно и оставить для жизни. Все остальное – для философских разговоров».
Проблема в том, что сознательный путь духовных компромиссов приводит к омертвению сердца и выхолащивает из человека живую веру. Да вы и сами знаете, каково это, когда, осознав свои ошибки, приходим к аналою спасительной исповеди, усердно готовимся к причастию как желанной встрече, не оставляем молитву, поддерживаем лампаду души зажженной и чувствуем: мы живы! А потом можно в один прекрасный день что-то сделать, кажется, незначительное, может быть, всего лишь принять участие в каком-то разговоре, и это благодатное чувство в душе как будто притупляется. Затем и вовсе исчезает.
Компромисс убивает веру. Потому что компромисс говорит голосом прагматического разума, не всегда, естественно, вредного, но проблема в том, что его приземленность из сферы сугубо бытовой начинает перекочевывать в область духовного. И тем самым там, где должен громко говорить голос нашей христианской совести, начинает все сильнее начинает звучать соглашательство с миром. В этот момент и начинается омертвение души. И оно не остановится, пока мы не пересмотрим наше отношение к жизни. Совсем не плохо работать, строить какие-то планы, стремиться к чему-то доброму и нужному, особенно для ближних. Но важно всегда держать в фокусе зрения Бога, верить Ему, советоваться и согласовывать свою жизнь с Ним. Это критерий духовной жизнеспособности. Самонадеянность и фрагментарный подход к вере не сулит ничего, как постепенную потерю этой веры и сохранение ее в жизни лишь в корыстных интересах.
Так что же делать? Как в мире, где сложно – без преувеличения – быть христианином, свое личное христианство сохранять и преумножать? Ответ: доверять Богу. Доверять Ему жизнь, дела и мысли, делиться идеями и переживаниями, чаще разговаривать и всю надежду возлагать на Него, при этом выкладываясь на полную. И беречься фарисейской закваски, закваски компромисса с совестью, которая напрочь убивает в человеке всю веру, лишая его способности слышать и понимать Бога.
Владимир Басенков