Знаем ли мы нашего Бога?
О Боге сегодня рассуждает все человечество: Его имя вносят в Конституции и произносят в популярных блокбастерах; к Нему обращаются в отчаянных молитвах и с радостными возгласами благодарности люди по всему миру. Человек, во что бы ни верил, воздевая руки к Небу, всегда апеллирует к Создателю вселенной в своих просьбах. Но далеко не всегда имеет правильное представление о Боге.
Именно поэтому после грехопадения Творец заключил завет с человечеством, а затем отправил на землю Сына Своего, дабы люди не промахивались в духовных поисках, но имели четкие ориентиры для перехода в счастливую вечность. Вечность – это не просто жизнь после смерти. Она может протекать – если уместно такое слово для мира, в котором времени нет как категории – с Богом или без Него.
Так как Бог есть Источник Жизни и счастья, значит, стремиться нужно именно к единству с Ним. Но как можно достичь этого единства, если не понимать Его природы?
Христос говорил ученикам, что ни Отца, ни Сына люди на самом деле не знают, то есть не понимают сути их деятельности в мире, учения и, главное, сущности. При этом есть те представители человечества, которым тайна Бога приоткрыта. Не до конца, но вполне достаточно, чтобы понять правильность своих религиозных исканий. Благодать Святого Духа, сообщаемая верующим в Бога посредством молитвы, Таинств, иногда одного лишь желания Господа, и есть, по сути, настройка на волну Божественной вечности.
Но одних только чувств недостаточно, и, как говорили апостолы, не требовалось бы ни книг, ни слов, ни духовного образования в христианской среде, если бы все знание о Боге и вере сообщалось только Божественным откровением. Да и Христос, воплощенное Слово, говорил, проникая речами в сердца людей. Чтобы понять Бога, нужно вдуматься в то, что Он говорит, и пропустить через себя слова Спасителя.
Когда Господь сообщает апостолам о тайне Бога, Он говорит о Себе как о кротком и смиренном сердцем. Уже отсюда можно сделать вывод, что Бог абсолютно беззлобен по природе, наоборот, добр и миролюбив по отношению к людям, независимо от того, что они натворили. Господь призывает к себе всех труждающихся и обремененных, обещая им покой. Святые отцы толкуют данное место Евангелия как призыв к праведникам, стремящимся к добродетели. Но рискнем расширить эти слова, применив их вообще ко всем представителям человечества. Ведь Бог открыт всем. Конечно, Христос ждет, что к Нему придут люди из всех народов, крестившись и встав на путь спасения душ. А усталость – это нормальное состояние для пораженных каждодневными проблемами людей. Господь зовет каждого найти успокоение в Нем.
Христос зовет людей взять на себя Его иго. Звучит немного жутко. Но в действительности речь идет о заповедях, исполнение которых кажется непростым и, как любая работа над собой, требует усилия. Но на выходе человек, встающий на путь спасения, чувствует непередаваемую легкость, отражающуюся и на настроении, и на мыслях, и на физическом состоянии, и на пространстве жизни. Те заповеди блаженства, о которых говорит Христос, и есть то самое легкое иго.
Но за этими короткими и как всегда глубокомысленными словами Спасителями скрывается главное Его свойство и суть Божественной природы, открытой людям – Любовь. Он добр к нам и всегда готов прийти на помощь; желает нам счастья и радости; готов простить нам абсолютно любое зло, пусть мы и совершаем его ежедневно. Чтобы понять Бога, нужно попытаться почувствовать силу Его любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает.
Не надо много слов, чтобы понять нашего Бога. Нужно осознать, что такое любовь. И, наверное, это лучший способ понять нашего Бога.
Владимир Басенков