На Нем держится вся вселенная. Без шуток.
Преподобный Иустин (Попович) писал, что если мы отвергаем мысль о том, что Господь Иисус Христос есть фундамент всего космического устроения и каждой твари в нем, то лишаем собственное существование смысла. Зачем вся наша жизнь, если ее основа не Спаситель? Как ни пытались священники, книжники и фарисеи ветхозаветной Церкви избавиться от Христа, Он в итоге стал основанием нового учения для всего человечества и поставил историю на принципиально новые рельсы.
Ладно, скажете вы, это все очень красивые слова, а если по существу? Почему же Христос – в основе всего?
Во-первых, Спаситель в лице всего человечества победил смерть. Он сделал этот через личное воскресение. Во-вторых, Христос соединил слабого и смертного человека с Богом, вознеся преображенную людскую природу в Царство Небесное. В-третьих, Он дал людям иное мировоззрение, возможность дорасти до которого меняло и самого человека, и мир вокруг него. Кто до Христа говорил о любви к ближнему? Спаситель оказал влияние на весь уровень культуры человечества. «Не делай другому того, чего не желаешь себе» – уже некоторый фрагмент формулы любви к ближнему, ставший негласной частью общественного договора. Мы воспринимаем подобную позицию как некую данность, в которой живут многие поколения, и считаем, что неделание зла ближнему по умолчанию – нечто нормальное для человека. И потому возмущаемся, когда видим несправедливость по отношению к ближним, сталкиваемся с новостями о жутких преступлениях и уж тем более войнах. Что ж, поздравляю, Христос в нас живет как основа, ведь мы интуитивно стремимся к добру и отвергаем зло, хотя и не свободны от него до конца.
Спаситель призывает нас научиться от Него быть кроткими и смиренными сердцем. Кротость – аналог доброты, смирение – адекватности, как бы сейчас сказали. Добрый нрав приносит пользу и нам, поскольку мы хорошо себя чувствуем в подобном расположении духа, приносит через нас пользу людям и вообще наполняет пространство чем-то светлым. В противоположность этому негативное отношение к себе и людям искажает реальность и проводит к не самым лучшим поступкам. Ну, а смирение помогает адекватно воспринимать как себя, так и мир вокруг, что также помогает творить Божественную гармонию с Богом, ближними и самим собой.
Спаситель обещает нам на Страшном суде спросить о том, были ли мы милосердны по отношению к ближним. Милосердие стало еще одной из основ благородства христианской цивилизации. Нужно уметь не просто не желать кому-то зла, но еще и суметь делать что-то доброе и полезное ближним, бескорыстно и, конечно, уметь прощать. Скажете, это все само собой разумеющееся. И так было в обществе? Да, в христианском обществе, и не сразу. На самом деле далеко не все люди до подобного уровня нравственности доросли. И, вообще-то, учение это принес именно Христос. То, что мы называем высокой благородной культурой отношения людей друг к другу, было заложено Спасителем.
Но нравственный закон – ничто без живой связи с его Основоположником. Христос показал, с помощью каких инструментов мы должны изменить свое мышление и спроецировать его на действия, чтобы встать на путь обожения. Но наши действия будут тщетны, если не будем стремиться соединить свою немощную человеческую природу с Божественной. Что толку от нашей высокой нравственности, если она закончится вместе с нашей физической смертью и обратится в абсолютный ноль? И снова мы возвращаемся к началу: в основе жизни и смерти стоит Христос. Не зря же Он называет себя началом и концом. Если мы еще не начали строить свою жизнь вместе со Спасителем, самое время это сделать. Ведь Он краеугольный камень фундамента нашего бытия. И только начав сейчас жить вместе с Ним, мы можем рассчитывать на счастливый конец своего земного существования. Правда, за тем концом будет новое начало… Но это уже другая история, которая будет длиться вечно.
Владимир Басенков