Если бы передо мной стояла задача одной фразой сформулировать главный принцип нормального человеческого общения, я бы сказал: «Бойтесь своей правоты».
Конечно, с одной стороны, человеку важно ощущать, что он прав. Тогда он убедителен и интересен. Честен, в конце концов. В то же время отсутствие такого ощущения нередко бывает причиной неуверенности. Всем ведь известно, что неуверенный и нерешительный человек (проще говоря – мямля) раздражает, как никто другой.
Однако есть и другая сторона. И отличается она изрядной неприглядностью. Так как сознание собственной правоты вселяет в человека, помимо уверенности, ещё и апломб, чувство превосходства и высокомерие. Тот, кто прав, нередко позволяет себе грубость, бывает жесток, циничен и безжалостен. Давайте пристально всмотримся в свои грехи, неблаговидные поступки и скверные деяния. За какие из них более всего мучит совесть? Какие закончились наиболее драматичными конфликтами? Какие повлекли за собой глубокие обиды и спровоцировали в конечном итоге, ссору и даже вражду? Правильно. Те, совершая которые мы были абсолютно уверены в собственной правоте. Ощущение правоты развязывает руки, санкционирует крайности, оправдывает грех. Поэтому к нему необходимо относиться так же осторожно, как и к любому другому чувству, понимая, что даже лучшее в нас не чуждо порочности.
И начинаться эта осторожность должна далеко не в процессе спора или конфликта. О ней поздно вспоминать в пылу ссоры или в запале дискуссии.
Чтобы ощущение правоты не портило жизнь ни нам, ни нашим ближним, следует научиться как минимум говорить правду без вреда для ближнего и ущерба для себя.
Начнём с того, что не всякая правда на самом деле правда. Правда в чистом виде всегда одна – это правда Божия. Человеческих же правд в мире никак не меньше, чем людей. Очевидно, что каждый верит в свою правду и в этом отношении он полностью честен с самим собой.
Однако столь же очевидно, что отдельно взятая личная правда остаётся правдой только для того, кто ей верит. С других же и спрос другой. Что мне с чужой правды, когда у меня есть своя? И что в итоге толку от того, чтобы раздувать, как писал Ходасевич, «мелких правд пустую прю»?
Отсюда правило: помнить, что то, что я считаю правдой, составляет мою, так сказать, личную правду. Она может быть действительно правдой, во всяком случае в моих глазах. В ней может быть «правды на ломаный грош». Но независимо от этого моя личная правда ближнему, как правило, не нужна и не интересна. Так зачем её говорить? Если кто-то нашей правдой заинтересуется, о ней не грех рассказать, но если не просят, то без её озвучивания вполне можно обойтись.
Впрочем, нередко простая человеческая правда оказывается объективной. Значит ли это, что её непременно нужно говорить? Что ж, очень даже может быть, что и нужно. Но перед этим нелишним будет проверить на правдивость себя самого. Для начала отметим, что насчёт правды приятной и лёгкой сомнения появляются редко: такая правда не приводит ни к обидам, ни к конфликтам и если человек не гадок по натуре и, как следствие, не склонен к размышлениям вроде «не буду хвалить, чтобы не возгордился» или привычке не замечать хорошего и концентрироваться на плохом, то для него не составит труда сказать ближнему позитивную правду.
Итак, желающий говорить правду другому и сам должен быть правдив. Вам, наверное, не раз приходилось слышать такие сетования, как «я ему замечание сделал, а он…», «я им добра хочу, а они…», «я ей говорю: тебе никто не скажет правду, кроме меня, а она…». Этими и похожими фразами обычно жалуются на то, как человек реагирует на критику. Справедливо, надо сказать, реагирует. Ведь если не брать во внимание ситуации, когда начальник критикует подчинённого, мастер – ученика, а преподаватель – студента, то мы придём к тому, что к критике, пусть даже и справедливой, склонны, как правило, те люди, которые никакого морального права на неё не имеют и критикуют только «из лучших побуждений». Что же это за побуждения? Чтобы разобраться, давайте спросим себя, хочется ли нам критиковать людей, к которым мы искренне хорошо относимся? Или тех, кого мы любим? Мне, например, крайне сложно представить, чтобы нормальный муж критиковал любимую жену. Или вот критику между друзьями мне тоже представить нелегко. А к своему ребёнку нормальные родители станут относиться критически? Нет, каждый, конечно, не без порока. Но недостатки супругов в нормальных семьях покрываются любовью, плохие поступки детей исправляются воспитанием, а для дружбы так и вовсе нормальным является принимать человека таким, каков он есть. Критика всегда замешана на страсти. На злости, на гневе, на зависти, на гордости… Поэтому желание критиковать правильнее будет назвать желанием наговорить гадостей. И справедливая критика от несправедливой будет отличаться только одним: в ней не будет лжи. Однако ложь и не нужна, ведь и правда может быть злобной, а справедливость – безжалостной. В конце концов, злобному, жестокому человеку гораздо удобнее пользоваться правдой, так как она придаёт его критике вид объективности и оправдывает его в собственных глазах.
Такова правда. Только теперь она касается не ближнего, которому мы хотели сказать правду, а нас самих. Наших намерений и методов. Кто-то всё ещё видит за собой моральное право говорить кому-то неприятную правду?
И что же теперь, спросите вы? Не говорить правду? Лгать? Лицемерить? Ни в коем случае. Христианин должен быть правдивым и честным. Только сперва – с самим собой и по отношению к себе. А в жизни необходимо научиться говорить правду в первую очередь тогда, когда ложь может принести нам выгоду или покрыть наш грех. Или тогда, когда правдой можно воспрепятствовать клевете, когда посредством правды можно защитить слабого и беззащитного, не допустить подлости и не дать совершиться несправедливости. В общем, всегда, когда правда даётся с трудом и требует мужества, когда конечным результатом правды становится праведность, а не самодовольное ощущение собственной правоты.
Протоиерей Владимир Пучков