Часть1
«Душа по природе христианка», – еще в конце II века говорил Тертуллиан, именно поэтому человек не может существовать без смыслового наполнения своей жизни, без устремления к горнему и в конечном итоге без Бога. Поэтому, когда метафизическую сферу или сферу духа человек добровольно устраняет из своего бытия, когда фокус своих надежд сосредотачивает на материи, возникают разного рода аномалии. Одним из примеров, как было отмечено в предыдущей части, является отрицание реальности нематериальной составляющей человеческой природы, т. е. души, при этом время, неотделимое от материи, наделяется чуть ли не Божественными свойствами.
Больше всего спекуляций на данную тему наблюдается в такой сфере знаний, как физическая космогония. Это точка пересечения религии и науки, где последняя часто выходит за пределы собственных компетенций в область метафизики. Согласно «Научно-техническому энциклопедическому словарю», одной из центральных концепций теории относительности является пространство-время, «объединяющая три измерения пространства (длину, ширину и высоту) с временем, образуя четырехмерную систему отсчета, – где, – продолжительность и скорость процессов зависят от относительного положения движения наблюдателя и наблюдаемой системы». С этим определением все понятно – никакой метафизики. Но вот когда разговор заходит о происхождении мира, начинаются спекуляции. Относительно появления вселенной, в которой мы живем, общепринятой считается теория Большого взрыва, очевидно говорящая о начале, соответственно о моменте возникновения мира. Здесь явно присутствует намек на творение, который еще в середине ХХ века чувствовал известный британский физик (тогда еще атеист) Фред Хойл, почему, собственно, и не хотел принимать исследований Эдвина Хаббла. Сейчас уже от этого просто так не отмахнуться, поэтому некоторые исследователи начинают придумывать различные альтернативы, направленные в первую очередь на возможность избежать идеи Творца. Одним из примеров являются как раз спекуляции с понятием пространства-времени. В «Кратчайшей истории времени» Стивен Хокинг пишет: «Нет нужды знать начальное состояние Вселенной. Не существует края пространства-времени, вынуждающего нас обращаться к идее Бога или искать некоторый новый закон, чтобы установить граничное состояние пространства-времени… Такая Вселенная будет полностью обособленной, не взаимодействующей ни с чем вне себя. Ее нельзя ни создать, ни разрушить. Она просто есть. Пока мы полагали, что Вселенная имеет начало, роль Создателя казалась ясной. Но если Вселенная действительно полностью автономна, не имеет ни границ, ни краев, ни начала, ни конца, то ответ на вопрос о роли Создателя перестает быть очевидным». Вечность, бесконечность, вездесущие – всё это свойства Бога, которые ученый-атеист перенес на такую бездушную категорию, как пространство-время. Он пишет, что роль Творца в предложенном им изложении перестает быть очевидной, но гораздо менее очевидной является «божественность» пространства-времени. Напомним, что речь идет не о каких-то метафизических вещах, а о категориях, неразрывно связанных с материальным миром. В своих книгах Хокинг неоднократно выходит за рамки чистой физики, в сферу метафизики, реальность которой при этом он отрицает, подчеркивает дугой британский физик Джон Полкинхорн.
Мы уже отмечали мнение Блаж. Августина о том, что Бог творит мир вместе со временем. Отметим, что даже если исключить реальность Творца, то все равно время невозможно будет отделить от материи. Та же категория пространства-времени говорит нам об этом. Для более четкого определения «материальности» времени стоит обратить внимание на пять уровней времени, которые, по аналогии с информацией, мы можем позаимствовать у профессора и директора Физико-технического института в Брауншвейге Гитта Вернера. Итак, пять уровней времени суть следующие.
1. Статистика времени. Говорит о том, что мы можем измерять количество времени. Время здесь предстает как исчисляемая величина безотносительно к его качеству.
2. Синтаксис. Синтаксис времени раскрывает правила использования времени.
3. Семантика времени. Этот уровень определяет качественное содержание времени, т. е. бессмысленно или с пользой было потрачено время.
4. Прагматика. Прагматика времени говорит об использовании времени: какие действия и поступки наполнили потраченное время.
5. Апобетика времени предполагает установление целей во времени, возможность достижения тех или иных результатов в определенном временном отрезке.
Как видим, время не может существовать вне материи, соответственно, если материя, вопреки заявлениям Хокинга, не может быть бесконечно старой, то и время не может существовать всегда. Этот вывод очевиден благодаря аргументу, получившему арабское название «калам». Построен он на мысли, что прохождение актуальной бесконечности по одному невозможно. Если наша вселенная бесконечна в прошлом, то получается, что для достижения нынешнего момента ее существования должно было пройти бесконечное число шагов. Однако если мы проходим бесконечность, то сколько бы шагов мы ни сделали, впереди останется сделать еще бесконечное число шагов. Таким образом, если мир бесконечно стар, то и нынешний момент был бы недостижим, а если он все-таки реален, значит ему предшествовало конечное число шагов. Если мы примем настоящий момент за ноль, то, обращая свой взор в прошлое, мы можем сосчитать предшествующие шаги, но каким бы большим это число ни было, оно все равно будет конечным. Это будет счет от нуля в минус бесконечность. Но те, кто утверждает бесконечность материи или времени в любом направлении, предлагают нам счет от минус бесконечности к нулю, что логически невозможно. Здесь же нужно сказать, что британский математик Альфред Уайтхед рассматривает время как характеристику процесса (макроскопического или микроскопического), при этом определить время можно установлением частоты или скорости развертывания процесса. Такой подход указывает на физическую сущность феномена времени. Поэтому если время существует, то и был момент его возникновения. Однако кому-то все-таки проще верить в «божественные» свойства пространства-времени, чем в Бога.
Разговор о времени – это еще одна прекрасная возможность заглянуть в тайны Божественного творения и увидеть в них красоту Творца. «Господи Боже мой, в каких же глубинах скрываются тайны Твои и как далеко от них отбросило меня следствие грехов моих. Исцели глаза мои, да сорадуюсь свету Твоему», – в завершение размышлений о времени пишет Блаж. Августин. Разного рода скептики и сциентисты пытаются всё формализировать, опошлить, чтоб не было у нас ничего великого и значимого, чтоб мы довольствовались суррогатом научности, и наша мысль не покинула пределы материального. Многое у них получается, но если хотя бы немного попытаться пробраться сквозь сформированные ими дебри, то мы обязательно увидим великий замысел Творца.
Протоиерей Владимир Долгих