Среди наших соотечественников довольно популярной является вера в реинкарнацию, причем безотносительно к той религиозной системе, в которой она возникла и сформировалась.
В частных разговорах нередко приходится сталкиваться с тем фактом, что люди верят в перевоплощение душ, так как им это просто нравится. Они также могут верить и в Христа, и в Будду, и во Вселенский Разум и еще неизвестно во что. Сама по себе такая позиция абсурдна, так как всё перечисленное не может сочетаться в одной религии, в одном мировоззрении, более того, например, сами буддисты не верят в Будду как бога и богом его не почитают. Мировоззренческо-религиозная каша подобного рода может сформироваться в голове лишь при совершенно поверхностном знакомстве с той или иной религией. Такие, верящие в реинкарнацию люди спокойно могут считать себя христианами, крестить детей в наших храмах и освящать корзинки по праздникам. Подлинная христианская жизнь требует от человека максимальной отдачи, постоянной работы над собой в деле борьбы с пороками и взращивания добродетелей. Потому, мне кажется, что вера в перевоплощение душ – это своего рода духовное успокоительное, мол, ничего страшного, если я паскудно проведу эту жизнь, если что не так, то поправлю свое положение в будущем. На самом же деле отношение к реинкарнации у подобного рода людей такое же поверхностное, как и вообще отношение к духовной жизни, и если хоть немного в этом ориентироваться, то совсем нетрудно будет сформировать соответствующие аргументы против. Я понимаю, что настоящие христиане не принимают эту восточно-религиозную теорию, но все-таки стоит немного о ней поговорить, чтоб при необходимости найти правильные слова для наших заплутавших друзей и близких.
Итак, есть аргументы, которые сторонники реинкарнации используют в качестве доказательства ее истинности, а есть аргументы, говорящие о ее ложности. Потому нужно сказать о несостоятельности первых и состоятельности вторых.
Те, кто верит в перевоплощение душ, довольно часто и старательно выискивает в сети свидетельства людей, которые якобы вспоминают свои прошлые жизни. На самом деле здесь не всё так однозначно, ведь воспоминания подобного рода часто испытывают дети. Когда о них появляется информация в СМИ, то проходит уже достаточно много времени, что крайне затрудняет научное исследование данного феномена. Кроме того, мы должны помнить, что мозг и психика ребенка очень ковкие, легко подвергаются стороннему влиянию и внушению, а нафантазировать так можно очень много. Также подавляющее большинство феноменов «воспоминания» прошлых жизней возникали именно в индуистской среде, что не может не породить сомнений в истинности подобной аргументации. В некоторых посвященных реинкарнации книгах или брошюрах описано множество свидетельств припоминания прошлых жизней, но практически все они либо однообразны, либо вообще непроверяемые.
Следующий аргумент в пользу адекватности теории перевоплощения душ связан с указанием на ту мысль, что она якобы разрешает проблему существования страданий зла в мире. Но такое понимание довольно поверхностное. Вспомним о том, что каждую последующую жизнь душа проживает как расплату за жизнь предыдущую, за совершенное в ней зло. Таким образом, получается, что проблема зла и страданий не решается, а фактически растягивается в бесконечность. Не будет открытием тот факт, что общества, верящие в перевоплощение душ, печально известны своим пренебрежением к медицине, гигиене, людям с врожденными дефектами, нищим и пр. И действительно, зачем человеку портить карму, если его бедственное состояние – справедливая расплата за прошлые преступления!?
Некоторые сторонники теории реинкарнации утверждают, что в нее верили христиане первых веков. И снова мы видим пропагандистское суждение, не имеющее ничего общего с исторической реальностью.
Если кто и верил в перевоплощение душ в начале нашей эры, то это были гностики, против которых довольно активно боролся, например, свт. Ириней Лионский, к слову, читаем у него следующее: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними. Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно всё одним и тем же и не нести жалкого труда, – ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир)». Аргументация свт. Иринея очень хороша, ведь действительно никто из людей никогда не вспоминал о преступлениях, совершенных якобы в прежних жизнях, потому как же он может понести за них ответственность, а тем более исправиться?
В продолжение высказанных суждений нужно отметить теперь аргументацию против теории реинкарнации. Если мы ничего не знаем о совершенном ранее зле, то как тогда сможем избежать его повторения? Ответа на этот вопрос нет, а вот усугубление проблемы зла и страданий – есть. Без работы над ошибками никакой прогресс принципиально невозможен. С другой стороны, если верить, что каждая душа путем многочисленных перевоплощений становится все лучше и лучше, то должен быть виден общий нравственный рост человечества. Но мы, наоборот, наблюдаем процесс обратный. Никогда человечество не совершало столько зла, как в XX–XXI веках.
Человеческие жертвоприношения ацтеков – лишь «цветочки» по сравнению с массовыми убийствами, геноцидами, терроризмом, колоссальным развитием оружия и пр. печальными примерами, имевшими место в недалеком прошлом и наблюдаемые нами сегодня.
Давайте еще повнимательней присмотримся к азиатским странам, к той же Индии. Хотя она формально и является демократическим государством, но реально все еще сохраняет внутренне кастовое устройство. А вот теория реинкарнации является прекрасным оправданием столь сильного социального разделения. Мало того, что богатые люди считаются якобы самым добродетельными, так как занимают высокое социальное и материальное положение, так еще и делиться своим богатством им вовсе незачем, незачем помогать больным и обездоленным, ведь так им можно испортить карму и только навредить.
Еще один аргумент против теории реинкарнации связан с верой в фиксированное количество душ, т. е. новые души не создаются, не рождаются, не возникают. Тогда невольно возникает вопрос: как же тогда объяснить рост населения планеты, особенно учитывая, что часть душ растворяется в нирване (в буддизме) или Брахмане (в индуизме)? Ответ, думаю, здесь очевиден – никак.
Итак, очевидно, что теория реинкарнации ложна. Не существует никаких внятных аргументов в ее пользу. Она говорит о цикличности бытия, а потому умаляет значение исторического процесса, так как исключает возможность возникновения решающих, судьбоносных событий. Она устраняет остроту человеческого жизненного выбора, а отсюда и ответственности за него. Она учит о том, что «спасение утопающего – дело рук самого утопающего», ведь он сам виноват в своем бедственном состоянии. Она поддерживает гордость в богатых и стыд в бедных, в ней нет места прощению. Вот и получается, что теория реинкарнации не просто интеллектуально несостоятельна, но еще и морально опасна. Единственно, для чего она годится, так это для самооправдания своей духовной лени, ну и для застольных разговоров ни о чем.
Протоиерей Владимир Долгих