Тяжелей места на земле, чем кладбище, нет. Тут предают земле самое дорогое.
Тяжелей места на земле, чем кладбище, нет. Тут предают земле самое дорогое. Тут место слез, траурных лент и венков. Место последних слов и воплей. Тут погребаются земные мечты и тленные надежды. Это место, связанное с памятью всего, что было совместного с усопшим.
Но не заблуждайся, человек! Кладбище – это, прежде всего, место ожидания. Крест, стоящий над могилой, не просто символ прошлого, это напоминание о будущем. Холмик могильный никак не сможет закрыть вечные надежды человека. Мы воскреснем, и это напрямую связано с Воскресением Христовым.
Христос умер, апостолы думали, что всё потеряно. Погребавшие Иисуса Иосиф, Никодим и прочие явно погребали Его навсегда. Иначе, по слову одного святителя, для чего употреблять столько алоя и смирны, от множества которых и живой человек мог потерять жизнь? Для чего обвивать Умершего плащаницею и возлагать на главу Его сударь погребальный? К чему Мироносицам приходить через день, чтобы еще раз полить его Тело бальзамирующим миром? Они думали, что попрощались с Ним навсегда.
Но там, где человечество искало слез, Бог нашел исцеление от всех скорбей. Воскресение Христово – абсолютно новый взгляд на Жизнь. Это создание Жизни Вечной. Это создание пути, по которому пойдет всё человечество к своему воскресению.
Те, кто переживает за себя, родных, за весь мир, – радуйтесь! Найдено средство для исцеления человечества от всякого зла. Найдено это средство не земными средствами, а небесной силой. Придет время, и «отрет Бог всякую слезу с очей» (Откр.?21:4).
В Своем Воскресении Христос приял власть воскресить всех, кто умер в Адаме. Он Новый Адам и родоначальник нового человечества. Он уже в этой жизни воскрешает духом тех, кто обращается к Нему с верой и послушанием. За гробом души, жившие с Ним в любви на земле, уже получают воздаяние радости, и над ними смерть и тоска не имеют власти. В будущем великом воскресении тела всех воскреснут для Суда и воздаяния за дела, которые с телом соделали (2 Пет. 1:4).
Сегодня, особо молясь о наших усопших, надо понимать, Кому мы молимся пасхальным чином? Ведь наши прошения к Хозяину Жизни, к Любящему Отцу, к Тому, у Кого ключи от смерти и ада.
Мы просим «прощения грехов», потому что именно для того, чтобы взять их на Себя, пришел Агнец Божий (Ин. 1:29). Значит, мы просим у Того, Кто имеет власть прощать грехи. Просим и будем услышаны.
Мы просим «милости Божией». Всмотритесь в Распятие, ведь с Креста Христос обнимает Вас. Мы взываем и умоляем, чтобы это объятие было открыто и нашим усопшим. Просим и будем услышаны.
Мы просим «Царствия Небесного». Просим домом сделать Небо. Бог это сделал с Креста для благоразумного разбойника. Первым вошел в рай кающийся великий грешник. И мы верим, что наша любовь, наши приношения будут увидены и приняты. Просим и будем услышаны.
Служба и сам день Радоницы – это напоминание нам о бессмертии Иисуса и всех любящих Его. Придет время, и мы воскреснем, как Воскрес Он и земля тряслась (Мф.?28:2), когда из её недр, как из утробы матери, выходил Великий «Первенец из мертвых» (Кол.?1:18). Христос подвигнет все силы природы и навсегда соединит наши души и наши преображенные силой воскресения тела.
Христос Своим Воскресением создал всеобщий Закон рождения в жизнь вечную, по которому восстанут в свое время из утробы земной все усопшие.
Нашу участь решает не человек, а Бог Всемогущий, Который создал синеглазую Землю и небесную лазурь. Наша загробная жизнь решилась во время Крестной смерти, а наше воскресение предопределено Его Восстанием из мертвых. Мы Христовой победой над смертью и адом «обречены» жить вечно. И это прекрасно! А далее, по слову свт. Иннокентия Одесского: «Остается только следовать Его предначертаниям, распространять Его свет, разливать Его жизнь. – Вы, которые воздыхаете под тяжестью склонной к греху природы, не знаете как свергнуть иго страстей, – ободритесь и утешьтесь! Тайна паки-бытия духовного разгадана на Голгофе; есть… Разрешитель уз греховных! После сего нам остается только употреблять средства благодати, Им открытые, прививаться к Нему верой и любовью, ходить по стопам Его; – и в нас созиждется паки “сердце чисто?, и в утробе нашей обновится дух правый (Пс.?50:12). Вы, которые ищете бессмертия, всю жизнь гоняетесь за славой, если хотите бессмертия истинного, славы неувядаемой, то не ищите их нигде, кроме гроба Христова: здесь источник жизни и нетления! Воскресший Спаситель сотворит вас бессмертными не по имени только, как делает мир и история, а даст всему существу вашему жизнь вечную».
У Божией премудрости есть такое правило: все важные события заранее предвозвещаются, чтобы люди знали, ждали и могли приготовить себя к ожидаемому. О загробной жизни души Бог сказал еще Моисею, назвав себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, говоря об умерших праотцах как о реально живущих. О воскресении Господь неоднократно говорил через пророков: Моисея, Иеремию, Даниила. Во время Своей земной жизни заметил, что само Имя Ему – «Воскресение и Жизнь» (Ин. 11:25).
В эти дни принято посещать кладбище, как поле, усеянное семенами. Придет время, и прорастет зерно, и выйдут мертвые на суд. Поэтому кладбища для нас – потенциальный гроб Христа. Это место священное. Как в Иерусалиме гроб Иисуса пустой, так и выведет Господь нас с гробов наших. Над всеми мертвецами прозвучит голос Жизни, и смерть отступит, и вступит в силу закон воскресения.
Христос Воскрес силой Своего Божества по воле Отца. Такова же воля Отца и о каждом из нас. Есть в Евангелии потрясающий пассаж об удивительной силе Христа: «Не дивитесь сем; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29).
Воскресение Христово перевернуло миропорядок. Бытие и материя изменились не просто по качеству, им дана новая ступень – нетление и вечность. Христос Воскрес! Это не просто о человеке, это о человеческой природе. В гробе Христовом не погребены были надежды, а восстановлены и утверждены навеки.
Над могилами сейчас звучит «Христос Воскресе!». Это великая победа. Мы стали её участниками. Это звучит гимн Победителю, Которого есть за что нам хвалить. Мы радуемся, когда получаем повышение по должности или приобретаем какие-то земные блага, – сейчас же в Лице Иисуса нам возвращено всё, что потеряно в Адаме, как говорит свт. Иннокентий Херсонский в «Светлой седмице»: «Нам возвращено… величие чад Божиих, вручены все права на Царство Небесное! – Мы приветствуем друг друга с окончанием великих опасностей: язвы, плена, осады от врагов, – а ныне мы все освободились адовых, нерешимых уз! – О, воистину “сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!? (Пс. 117:24)».
Иерей Андрей Гавриленко