ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Православная духовность | 9-06-2023, 13:13

Источник информации

Как справиться с гневом: советы священника. foma.ru

Проголосовать:
голосов: 0

По материалам сайта foma.ru


Священник Алексей ЗАБЕЛИН

В церковном документе «Об участии верных в Евхаристии говорится, что «недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева…». Об этом же говорит и традиция Церкви: состояние гнева и раздражения несовместимо с Евангелием и с образом жизни Христа. Поэтому в состоянии гнева к Причастию подходить нельзя, даже если удалось получить разрешение от батюшки. Если будет соблазн все же подойти в эмоциональном состоянии к Причастию, предлагаю вспомнить про Иуду. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана… (Ин 13:26–27).
Христиане Коринфа спрашивали у апостола Павла, почему многие из них болеют и умирают. Он им отвечал: потому что причащаетесь недостойно (Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор 11:29–30)). Так что церковный документ — это не формальный текст, это инструкция по безопасности: не суй пальцы в розетку — плохо будет. Нельзя в состоянии гнева причащаться, тебе же плохо будет, никакого исцеления, а только осуждение.
Грех гнева — это то, что отталкивает Христа. Христос не говорит с нами языком воровства, языком взяток, языком лукавства, также не говорит Он языком раздражения.
Но не любой гнев — это грех. Бывает праведный гнев. Снова посмотрим на пример Христа. Он взял кнут и выгнал торговцев из храма. Почему он это сделал? Дело в том, что каждый иудей должен был раз в год приносить очистительную жертву за грех в Иерусалимском храме. Если он этого не делал, он становился отверженным, полностью выпадал из социума. Богатый человек в качестве жертвы приводил ягненка, бедный человек приносил двух голубей. Голубь стоил самую мелкую монетку — лепту. Но когда бедный человек приносил голубей, священники находили в них какой-то изъян и вынуждали человека купить у торгующих в храме «нормальных голубей». Они стоили там четыре-восемь монет.
Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь (Мк 11:15–16).
И понятны становятся слова Христа: Дом Мой домом молитвы наречется а вы сделали его вертепом разбойников (Мк 11:17). И еще он сказал: Ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин 2:17). Это была ревность о чистоте лица Церкви.
Гнев является нейтральным качеством человека. Если он используется праведно или если он используется не против другого человека, а против греха, то это полезное качество. Это значит, что человек имеет стержень, может сделать волевое усилие, например, чтобы преодолеть свою зависимость от греховной страсти.
Гнев — это яркое качество человека, которое может его вдохновить, но не через логическое объяснение, а особым образом — чувственным императивом. Например, человек, страдающий пагубной зависимостью, думает: «Да сколько можно! На себя в зеркало смотреть больше не могу! Я устал от такой греховной жизни! Все!» И состояние гнева помогает перешагивать, преодолевать такую зависимость. Праведный гнев — это характеристика решимости человека не совершать безнравственный поступок.
Гнев греховен, когда это воздействие на другого человека, подавление его свободы, оскорбление, когда нет желания примириться. Такой гнев может сопровождать обиду, подпитывать ее.

| Читайте также:
Плохо или хорошо? Парадоксы гнева


Что делать, чтобы победить гнев?

Если нет возможности или навыка сдержать гнев, нужно проработать прошлые ситуации, в которых был гнев как грех, посмотреть свои ошибки, в каком месте и при каких условиях происходили эти ситуации. Может быть, выписать их, чтобы видеть наглядно.
Дальше — любым способом избегать этих ситуаций. Например, если я знаю, что с этим человеком при разговоре на такие-то темы я раздражаюсь, прервать этот разговор, остановить обсуждение темы. Может быть, и вообще не начинать этот разговор. Если человек не соглашается — прекратить общение, выйти из комнаты, положить трубку.
Если невозможно прекратить разговор и выйти из комнаты — сдержать гнев, хотя бы сжав зубы. На лице появится гримаса, но лучше гримаса, чем те слова, которые могут быть оскорбительными.
Если все-таки эти слова вылетели, тут же опомниться, прийти в себя и сказать: «Прости, сам не знаю, что на меня нашло, прости, у меня раздражение».
Откуда может быть это раздражение? Возможно, духовная привычка, механическая привычка гневаться или медицинская проблема. Если медицинская проблема, следует выявить причину и принимать лекарства. Если механическая привычка — создать у себя другую привычку: улыбаться, говорить добрые слова, быть вежливым, соблюдать правила этикета, чтобы в конце концов это переросло в определенную механику поведения. Механическая этика, перерастающая в добродетель.
Верующему человеку следует задуматься: а Христос стал бы поступать так же, как я сейчас поступаю? Это не громкие слова. Мы называем себя христианами — последователями Христа, а значит, теми, кто пытается быть похожими на Христа, примерить на себя Его образ жизни, следовать ему.
Про Еноха в Библии говорится: И ходил Енох перед Богом, и не стало его, потому что Бог взял его (Быт 5:24). Это нахождение перед Богом, каждая секунда жизни оказывалась в спектре Бога, как будто Он находился рядом.
Ведь рай желанный есть не что иное,
Как предстоянье в Вечности пред Ним.
(Иером. Роман Матюшин)
Греховный гнев противоречит этому нахождению. А если человек не перед Богом, значит, надо идти на исповедь, каяться, меняться.

Справляемся с гневом: советы психолога




















Психолог Елена ОРЕСТОВА

Чтобы понять, как справляться с гневом, нужно понять его природу.
Люди, в том числе верующие, чаще находятся не в духовном пространстве, а в психологическом. И гнев как страсть не такое частое явление. Чаще встречается раздражение, переходящее в высказываемое недовольство и крики.
Гнев может проявляться в связи с тем, что у нас в подсознании накапливаются непережитые обиды, боль, недопонимания — это опыт из детского возраста, до пяти-семи лет. В течение последующей жизни это будет «вылезать» либо в психосоматике, либо в раздражении по какому-то поводу.
Еще один вариант — когда человек не согласен с тем, что происходит в его жизни, или с тем, как кто-то из близких поступает. Нужно понять, почему меня так раздражает, когда человек ведет себя не так, как я хочу. У близкого человека есть то, за что я его ценю и люблю, есть то, что мне не нравится, но что я готова принять. А есть то, с чем я смириться не готова. Когда возникают такие ситуации, надо оценить: то, что я от человека получаю, превосходит то, с чем мне приходится мириться, или нет? Если да — принять это, как оно есть. Если нет — подумать над решением, не забывая, что переделать человека невозможно.
Выносить суждение следует, уже когда вы остынете. Иначе вы донесете только эмоцию, а не суть недовольства, и это не улучшит ситуацию, а только внесет раздор.

Управление гневом

Во-первых. У человека есть симпатическая и парасимпатическая нервные системы, первая отвечает за возбуждение (когда мы заводимся, кричим), вторая — за расслабление. Чтобы остановить активное проявление гнева, надо переключиться на реагирование парасимпатической системой. Сделать это очень просто: надо продышаться, сделать несколько глубоких вдохов.
Во-вторых. Когда эмоции зашкаливают, в кровь выделяется много адреналина. Он легче всего выходит через мышцы, поэтому, если продышаться не помогло, подвигайтесь, поприседайте, покрутите руками, отожмитесь, в планку встаньте.
В-третьих. Нужно разбираться с причинами — откуда пришел гнев. Можно попытаться самому себя анализировать, но лучше пойти к психологу. Чем больше мы будем осознавать, что в нас происходит, тем лучше.
Если мы говорим о гневе в адрес ребенка, важно понимать вот что. Когда мы кричим на ребенка, он чувствует беспомощность и страх. Это очень страшная для него ситуаций: до семи-восьми лет мама для ребенка — это главный человек, который создает купол защиты. И если этот купол прорывается, ребенок становится беззащитным. Помочь ребенку можно,
восстановив этот купол, принимая ребенка любым и в любой ситуации. Ребенку важно понимать, что мама всегда на его стороне, «мама — это абсолютно безопасное место в моей жизни», «мама примет меня всегда, что бы ни случилось».
Когда наши родители становятся старенькими, угасают, меняется наша с ними система отношений. Те, кто раньше были сильными и активными, постепенно превращаются в старичков — мы с ними меняемся местами. По социальной позиции мы становимся для них родителями, а они для нас — детьми. Так что не стоит раздражаться на их ворчание, лучше посмотреть снисходительно. Не обращать внимание и делать свое дело — заботиться о них.
Важно постоянно повышать уровень осознанности, учиться умению владеть своими эмоциями, управлять ими. Закон очень простой: когда человек хочет измениться, он обязательно меняется. Господь помогает ему во всем. Причем разными способами — через человека, через какие-то ситуации, бытийно ему дает ответы. Но изменения происходят обязательно. А вот если человек измениться не хочет, а мы хотим, чтобы он изменился, тут хоть на бровях ходи — ничего не будет.
 

В сюжете: Гнев

 

Просмотров: 176
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru