Преподаватель КДА Андрей Музольф о заблуждениях и иллюзиях, которые, к сожалению, есть в православном обществе
– Одна из часто встречающихся ошибок в церковной среде – смещение религиозного поклонения с Бога на священника, монаха, с полным подчинением его воле. Чем опасен такой подход?
– Культ личности, наверное, одно из самых пагубных явлений, которое мы можем наблюдать в нашей жизни. Особенно же вредно проявление культа личности в жизни церковной. В настольной книге священнослужителя есть следующее предостережение: «Люди, жаждущие найти себе духовную опору, выбирают духовное лицо, им симпатичное, и предают себя ему совершенно. Хорошо, если духовник окажется опытным и честным, тогда он отстранит такое отношение. В противном же случае возникает зависимость, таящая в себе угрозу непоправимого вреда для души опекаемого».
Главный принцип, который высоко ценится в православии, – это, прежде всего, свобода. По словам известного религиозного философа А. С. Хомякова, свобода – это то состояние, когда человек является полностью самим собой. Миссия каждого священнослужителя – привести человека ко Христу, дать ему возможность узнать своего Бога. Но при этом нередко приходится замечать, что у некоторых священников со временем возникает стремление к господству над душами пасомых. К сожалению, такие священники или даже просто монахи зачастую требуют от своих прихожан безоговорочного послушания, отдачи себя во власть «пастыря». В итоге в душах некоторых прихожан происходит смещение акцента с Основателя нашей Церкви на ее служителя. Такие «служители», кто-то осознанно, а кто-то, возможно, и нет, по меткому выражению одного современного богослова, просто заслоняют собой Христа, становятся проводниками не Божественной благодати, а своих собственных идей. Однако каждый священник должен помнить: он призван собирать своих прихожан не вокруг себя, а вокруг Евхаристической Чаши. В соответствии с этим и каждый верующий православный христианин должен стремиться в храм, но не как в то место, где служит или проповедует священник, который мне симпатичен, но прежде всего туда, где Сам Господь призывает нас стать причастниками Его Божественных Тела и Крови.
– Неистребимо магическое отношение к совершению религиозных обрядов. Мол, обряды автоматически совершаются, вне зависимости от того, с пониманием и осознанием приступает человек к ним или «технически», потому, что это нужно сделать. Прокомментируйте, пожалуйста, в чем здесь риск?
– В Православной Церкви все (Таинства это или же обряды) совершается с единственной целью: даровать человеку Божественную благодать, которая необходима для его спасения. Но в отношении к этим священнодействиям не должно быть никакой «автоматики». Таинства – это священнодействия, которые совершаются не человеком, но Богом, и поэтому их действительность не зависит от нашего к ним отношения. Но проблема данного вопроса кроется в совершенно ином: в нашем восприятии этих священнодействий. И здесь все оказывается намного серьезнее: от нашего духовного состояния может зависеть то, как мы воспримем эти Таинства, насколько спасительными они будут конкретно для нас. Если мы готовимся к восприятию Божественной благодати, если наше сердце, наш ум, наши чувства готовы принять помощь Божию, в таком случае Таинства и обряды будут для нас спасительными, тогда они будут нам на пользу. В противном же случае, если мы приступаем к священнодействиям недостойно, только механически, то рискуем навлечь на себя гнев Божий, ведь, по словам святого апостола Павла, «кто ест и пьет недостойно (то есть участвует в Таинстве Евхаристии. – Прим. автора), тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29).
– Любимая тема православных – нагнетание страха перед достижениями современной науки и техники, изменяющейся средой и толкование всех событий в мире как стопроцентных признаков наступления в ближайшее время конца света. Как бороться с внутренним паникером?
– Церковь существует уже без малого две тысячи лет, и каждая эпоха требовала от нее определенных реакций на все происходящее вокруг. Но при этом мы должны понимать, что Церковь никогда бы не смогла просуществовать до современности, если бы она не оставалась именно такой, какой ее создал Христос. Только пребывая тем, что она есть, Церковь смогла сохранить и пронести сквозь тысячелетия свои вечные ценности. Павел Мейендорф, сын известного православного богослова протопресвитера Иоанна Мейендорфа, однажды сказал: «Многие “образованные? люди смотрят на Церковь как на пережиток прошлого. И им необходимо показать: Церковь – не музей, она имеет ответы на современные вопросы».
Наша жизнь весьма динамична: окружающий мир молниеносно меняется, и нам просто необходимо иметь определенные навыки жизни в нем. Вследствие этого каждый современный верующий человек также должен иметь доступ к информации и имеет полное право пользоваться новейшими технологиями, но каждому следует внимательно относиться к тому, что ему хотят донести. Человек всегда должен помнить основную цель своей жизни: следовать за Христом и жить в Нем, чтобы обрести Вечное Царство, а для этого не нужны никакие современные технологии. Если эти технологии или достижения современной науки не мешают нам приблизиться ко Христу – значит ничего плохого в них нет. Но если же они затягивают нас в трясину тотального увлечения, если мы оказываем им большее внимания, чем своей собственной душе – тогда это уже повод бить тревогу.
– Что бы Вы посоветовали любителям чрезмерного почитания святых «на все случаи жизни», которые при этом совершенно забывают о Боге?
– Мы должны помнить, что не святые спасают нас и не они помогают нам излечиться от той или иной болезни: спасение и Вечная жизнь даются нам только Богом. Святые же – это те, кто может только помочь нам в достижении спасения. В молитвах святым мы говорим: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий».
Святой – это такой человек, который уже достиг вечного блаженства в единстве с Господом. Святой – это тот, кто своим личным подвигом осуществил в себе предназначение каждого из нас: стать образом и подобием Божиим. Святой – это тот, в ком уже живет Иисус, как об этом говорит святой апостол Павел: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).
Смысл православного почитания святых ярче всего изображает преподобный Иоанн Дамаскин: «Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека».
Святые – это образец для каждого из нас, насколько нужно любить Бога и стремиться к Нему. Таким образом, мы призываем святых не для того, чтобы они спасли нас, но чтобы помогли нам в наших молитвах к Богу.
Беседовала Наталья Горошкова