Когда мы поем гимн «Тебе Бога хвалим» святителя Амвросия Медиоланского, то слышим такие слова: «Мы стоим, искупленные Твоей кровию, перед Тобою, Господи. Сподоби нас со святыми Твоими вечной славы Твоего Царствия, и спаси люди Твоя и благослови достояние Твое…»
Представьте себе: мы стоим перед Богом. И мы в очах Божиих кто? Искупленные кровию Его Сына! Как наше достоинство сразу возвышается! Не грешники простые (хотя мы, конечно, все грешники), но нас называют «искупленные кровию».
Апостол Павел об этом говорит: вы все искуплены, вы крещены. А когда нас покрестили, после свершения Таинства Миропомазания, мы погружаем руку в святую воду, кропим ребенка и говорим: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси, именем Господа нашего Иисуса Христа». А потом отираем со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Благословение на благословение! То есть крещеный – это и омытый, и оправданный, и освященный.
Достоинство религии измеряется двумя критериями: как тебя оценивает Бог, или кто ты в очах Бога, и что Он хочет тебе дать.
Мы знаем, что в миру гордятся должностями, званиями, рангами. Ты занимаешь должность определенное время – тебе присваивают ранг, и это уже надбавка к зарплате. Допустим, ты министр, служащий или полицейский, судья и т. д.
Достоинство религии же – по святым и по тому, к чему призваны. На какую полочку хочет поставить человека Бог! На вершину! Освящение, чистота, мир, убеление как снег, чтобы мы воссияли, прославились в Царстве Отца, чтобы мы были столпом, основанием. Книга Апокалипсис говорит: дам тебе имя новое.
Знаете, как было при царях, при императорах? Когда какой-то император видел какого-то талантливого мальчика, или юношу, или мужчину, он брал и усыновлял его. И имя новое давал.
Вот к чему нас Господь призывает: «…И дам тебе имя новое, и воспоете песнь новую»! А новое же мы всегда любим: и одежду, и жилье после ремонта и т. д. В такие моменты мы радуемся и делимся радостью. Это всё наше человеческое. Поэтому Господь выбирает такие метафоры и такие слова, Он хочет обновить нас. И говорит: «Имя тебе новое дам». И далее: «…И сделаю тебя столпом в церкви», то есть основанием. А в Ветхом Завете сказано: «Сделаю тебя головой, а не хвостом», чтобы ты не в задних спотыкался, а во главе был. «И поставлю тебя впереди, а не сзади», чтобы ты возглавлял всё.
Больше всего благословений человеку, как ни странно, в Книге Апокалипсис. Там и про имя новое, и «столпом Церкви тебя сделаю», и «воссядешь ты на престоле», и «благословлю тебя», и «возлюблю тебя», «и будет имя твое славно среди язычников». Там столько благословений! Открываете вторую главу – и там каждой Церкви благословение. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Венец – отличительная особенность царя, венцом благословляли на царство. Представьте, к чему нас Господь призывает!
Вот как в миру? Вы знаете, когда права человека были приняты? В середине XX века. Совсем недавно. А до этого тысячи лет никто и не заикался об этом. Да и как достичь того права на счастье, которое гарантируют законы мира?
А у Бога не так. Бог уже тысячелетиями призывает и дает нам эти права, это достоинство по-настоящему. Не на бумаге, не просто декларирует, а протягивает руку, полную этих благословений, этих прав, этого счастья, этого восхищения, этого подъема, этого возвышения человека.
Кто-то из святых говорил: «Если бы даже человек не пал и остался в раю, Бог бы всё равно воплотился». Потому что рай – это несказанно ниже, чем достоинство человека в христианстве, когда мы можем получить богоуподобление через Сына Его. Бог принял плоть нашу, чтобы возвысить нас до Божественности, чтобы мы стали своими Богу. Бог нас, грешников, презрел, увидел, заметил, захотел стать одним из нас, чтобы мы стали так, как Он – высоко. Не низко! Высоко!
Апостол Павел говорит, что любовь Божия такой силой обладает, таким притяжением, мощностью призыва, что «ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
Это самый сильный в мире магнит – любовь Бога к человеку! Самая сильная жертва – это любовь Бога к человеку! Ничего нет сильнее, прочнее на свете, чем любовь Бога к человеку. Ни алмазы, ни металл, ни человеческая любовь. Самое прочное – это любовь Бога к человеку.
Говорят, время раны лечит. Всё забывается через время. А апостол Павел говорит: нет… у Бога не так. Ни время, ни расстояние, ничего не заставит забыть Его любимое создание. Бог тысячелетиями готовил искупление, Сыном пожертвовал, излил Кровь на кресте. Есть у Бога радость: когда человек ближе к Богу. Есть у Бога скорбь: когда человека отпадает. Есть великая радость и великая скорбь Божия. В Ветхом Завете читаем, как Бог скорбит об отступлении Его детей. «Вол знает ясла господина своего, и осел знает стойло свое, а Я воспитал сыновей, а они взбунтовались против Меня…». «Куда вас еще бить? Живого места на вас уже нет… обратитесь, отмойтесь, придите ко Мне!..».
Господь в Евангелии говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себе, и научитесь от Мене, яко кроток и смирен сердцем, и получите покой душам вашим. Иго бо Мое Благо, и бремя Мое легко». Как Господь призывает!
Грех – это отпадение человека. Грех разлучает нас от Бога. Через грех – разлука с Богом. А Божия любовь с той же силой остается. И Господь уже не знает, какие мостики строить между нами. Первый мост построил при Моисее – Заповеди – не работает. Второй мост – дела Закона – не работает. Человек не может. И Бог уже как бы говорит: хорошо, достаточно только вздохов, достаточно только слов твоих и твоего желания покаяться. И вот мы словами и вздохами на исповеди разрешаемся от наших беззаконий! Только бы чуть-чуть сокрушения в сердце было.
Представляете, как Бог строит мосты! Мосты между нами и Ним.
Господь нас всеми средствами спасает. Только бы привести к Себе. Только бы спасти.
«Как отец воспитывает сына своего, – так Я воспитываю вас», – говорит Господь.
Как отец и мать – так и Бог. Воспитывает, просит, ругает и милует. И конфетку даст, и похвалит, и поругает, и пожурит. И всё – только бы не погиб, чтобы не разбил колени, не разбил нос, не разбил голову, чтобы цел и невредим был, чтобы имел жизнь вечную.
Вот так Господь думает, так Господь помышляет, такие Господь планы на нас имеет.
«Просветился еси, освятился еси, крестился еси… только чтобы ты был со Мною!» Господь привязывает и этим, и тем. «Великими узами влеку тебя, узами любви влеку тебя», – говорит Господь устами ветхозаветного пророка. Не узами наказания, не узами битья, не узами хитрости, но узами любви!
Вот так Господь действует на нас. И все видят на распятии – объятья. Призывающий нас Бог! Обнимающий нас Бог. Узами любви влекущий нас. Скованный весь. Но разве гвозди держали Его на кресте? Нет! Любовь к нам! Разве Творца Неба и земли может Крест удержать?! Он растаял бы под ним! Пророк Исаия говорит: «Горы тают, когда Ты, Господи, смотришь на них…». Вот такое могущество у Бога! И такой всесильный, всемогущий Господь полюбил нас.
Полюбил, и благословил, и благословляет, и прощает, и узами любви влечет, сильными узами любви, и правды, и добра влечет нас всех к Себе. Чтобы мы были Его, чтобы не погибли, но имели жизнь вечную.
Подай, Господи, нам, оценить эту любовь Твою, помнить о ней постоянно. Помоги, Господи, укрепи, Господи!
Протоиерей Андрей Гавриленко