«Когда настало время кончины аввы Исаака, собрались к нему старцы и спросили его: “Авва! Как проводить нам жительство после твоего ухода?” Он отвечал им: “Вы видели, как я жил. Если хотите, то подражайте мне – храните заповеди Божии, и Бог пошлет вам благодать Свою… И мы скорбели, когда умирали отцы наши. Но, соблюдая заповеди Божии и завещания отцов наших, прожили так, как бы в жительстве вместе с ними. И вы поступайте так, и спасетесь”» (Отечник).
Так было в древности, так есть и сегодня. И в наше время от священников часто можно услышать совет: живите по заповедям – и все у вас будет хорошо. В той или иной интерпретации этот совет можно встретить и в проповедях, и в частных беседах священнослужителей. Но в чем смысл этих слов и каково их приложение к нашей реальной жизни? Несмотря на кажущуюся аморфность данного совета, он имеет вполне конкретное воплощение в повседневной действительности верующих. И сейчас на простых примерах мы попробуем это разобрать.
В первую очередь следует заметить, что призыв к соблюдению заповедей мы приняли не от человека, но от Бога. «Хочешь вечной жизни – соблюди заповеди», – сказал Спаситель богатому юноше (Мф. 19: 17). Восприняв этот совет как жизненное кредо, святые отцы жили не иначе, как по закону Божию, всегда вымеряя по нему свои дела и помышления. К указанным юноше Господом ветхозаветным заповедям они приложили новозаветные и достигли вершин богопознания. Жительство по заповедям святые признавали «единым и истинным источником духовного преуспеяния, доступным для каждого искренне желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен неведомым Промыслом Божиим» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Призыв к соблюдению заповедей мы приняли не от человека, но от Бога
По завету Спасителя и Его святых, заповеди должны быть руководством и для нашей повседневной жизни. Начиная от глобальных решений и заканчивая бытовой рутиной, мы должны поступать так, чтобы во всем прославлялся Бог: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию», – говорит апостол (1 Кор. 10: 31). А лучшим для этого решением будет брать Христовы заповеди за мерило. Например, заповедь «Блаженны кроткие» призывает нас к борьбе с гневом и вспыльчивостью, столь привычными для нас. Исполнять ее мы можем буквально на каждом шагу. Допустим, вас подрезал «учитель» на дороге или умчался по обочине вперед. Вместо привычного перечисления парнокопытных представителей фауны в адрес лихача просто скажем себе: «У него, наверно, жена в машине рожает. Помоги ему, Господь!» – и сразу полегчает. На первый взгляд, это маленький шажок в мысленной брани, но на самом деле – огромный шаг на пути к жизни по Евангелию. В другой раз ребенок проявил непослушание и своеволие. Вместо привычных гневных ругательств типа «бездарь», «лентяй», «сколько можно трепать мне нервы» и т.п., попробуйте глубоко вздохнуть и вслух произнести слова молитвы: «Господи и Матерь Божия, помогите мне образумить мое неразумное чадо!» – после чего можно спокойно продолжить разговор. Результат достигается именно при отсутствии гнева, так как «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1: 20).
Огромный простор для деятельности предлагает нам десятая заповедь декалога «Не пожелай». Здесь всем своим незаконным притязаниям по отношению к ближнему мы должны противопоставить что-то противоположное. Например, на вакантное перспективное место решено поставить одного из двух кандидатов: вас и кого-то еще. Но вы с начальником на короткой руке и легко можете пододвинуть коллегу. Однако в глубине души вы понимаете, что коллега гораздо больше подходит на эту должность. Он опытнее, у него лучше показатели, он мог бы неплохо реализоваться в новой должности с пользой для компании. Но для этого вам нужно наступить на свое самолюбие и аргументированно порекомендовать начальнику именно его. Это неприятно, может, даже больно (в том числе финансово), но в душе вы понимаете, что поступаете правильно: вы отказываетесь от своего пожелания. Одним непростым решением вы приблизились к Богу и, возможно, приобрели друга (так как ваш поступок обязательно станет ему известен). Ситуация гипотетическая, но смысл понятен.
Приведенный выше пример – это, по сути, также исполнение заповеди о поиске правды Божией – «Блажени алчущии и жаждущии правды» (Мф. 5: 6). Исполнять эту заповедь мы также можем в повседневном быту. Преподобный Паисий Святогорец предлагает такой пример:
«Вот, сидят двое за столом и едят. На столе – тарелка с десятью абрикосами. Если один из них съел семь плодов, оставив другому три, то он вершит неправду и несправедливость. Если он съест пять и оставит столько же товарищу, то поступает по человеческой правде. А если он увидит, что брат любит абрикосы и, притворившись, что и вовсе не хочет абрикос, оставит девять плодов, удовольствовавшись одним, – тогда он поступит по правде Божией, Христовой».
В нашей жизни подобные поступки кажутся нелогичными, несправедливыми, даже неразумными, но они высоки в очах Божиих, а это главное, на что нужно обращать внимание. Земная справедливость, которую так усердно ищут люди мира сего, вообще не свойственна ни Евангельскому, ни святоотеческому учению.
«Древнее благочестие и подлинно христианская жизнь, как она существовала в Византии и в Древней Руси, совершенно была чужда этому понятию. Тогда искали не право, не справедливость, а правду. Это и сохранилось в сознании наших предков и простого русского народа до революции»[1].
Правда Божия не связана земным юридизмом, понятиями временной справедливости или элементарной логики
Поэтому правда Божия не связана земным юридизмом, понятиями временной справедливости или элементарной логики. При воплощении этой заповеди мы ориентируемся на непреходящие идеалы и вечную Премудрость.
Некоторые заповеди кажутся более понятными для исполнения, другие же могут быть менее понятны и сложны. Например, заповедь «Блаженны милостивые» призывает нас к милостивому отношению с ближними и практически более ясна. Она подразумевает человеколюбивые, а по апостолу, даже нежные отношения с людьми:
- «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 10);
- «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4: 32).
Тут важно помнить, что христианин – человек не от мира сего, а потому он должен отличаться по каждому пункту. Добры и язычники, сострадание свойственно и атеистам, но подняться выше человеческой справедливости они не могут. Допустим, ближний не отдает вам долг. Раб Христов напомнит должнику об этом раз, самое большое два, но после этого оставит человека Богу и больше не напоминает про долг. Преподобный Исаия Отшельник размышляет по этому вопросу так:
«Если ты дал что взаймы ближнему и не требуешь этого обратно, то действуешь в естестве Иисуса. Если же потребуешь возвращения, то поступишь по естеству Адама. Требование же лихвы ниже и Адамова естества» (Отечник).
В этом смысле всякий раз, когда одалживаешь, будь готов расстаться с этим навсегда – и будешь спокоен. Но если не готов, тогда хорошо подумай, чтобы при исполнении заповеди «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42) не пренебречь заповедью «Будьте мудры, как змии» (Мф. 10: 16). Соответственно, когда мы сами вовремя возвращаем долги, то исполняем заповеди «Не укради» и «Не пожелай чужого».
***
Но есть заповеди более сложные для исполнения. Например, заповедь «Любите врагов ваших» очень часто становится камнем преткновения для многих христиан. Мы либо вовсе не можем простить (например, предательство, супружескую измену и т.п.), либо прощаем с оговоркой: «Этот человек для меня больше не существует», – что, конечно, не является прощением. В контексте заповедетворчества важно понимать, что Бог не заповедовал неисполнимого. Все, что Он предписал, человеку по силам.
Бог не заповедовал неисполнимого. Все, что Он предписал, человеку по силам
«“Невозможно мне любить врагов и творить им добро”. Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о погибших врагах своих Сауле и Авессаломе… Возможно было Стефану, который молился о побивавших его камнями. Возможно было всем святым, значит возможно и тебе» (свт. Тихон Задонский).
Святитель Димитрий Ростовский называет ненависть к врагам естественным человеческим свойством:
«Поскольку же человеку свойственно не любить врагов, то и любовь к ним будет уже явлением вышеестественным, а все вышеестественное – чудесно. Вполне последовательно, что всякий любящий врага своего – чудотворец, ибо он, побеждая и превосходя свое природное естество, достигает вышеестественной добродетели».
Заповедь действительно кажется вышеестественной, но для исполнения вышеестественных заповедей всегда дается Вышеестественная помощь. «Все могу о укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4: 13), – говорил апостол Павел. Тут важно не забывать, что сознательная вражда и нежелание примириться являются абсолютным препятствием к причастию.
«На Афоне духовники не только не разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего, служить в церкви и приобщаться св. Таин, но и, читая правила, они в молитве Господней должны опускать слова: “остави нам долги наши, якоже и мы оставляет должником нашим”, чтобы не быть лжецами перед Богом. Этим запрещением иноку дается напоминание, что он теперь, пожалуй, и не христианин, если не может читать молитвы Господней»[2].
Даже земные начинания, отличающиеся сложностью, мы не решаем за раз, но подходим к ним последовательно. Так же и заповедь о любви к врагам требует известной постепенности.
«Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтоб он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего – взойдешь и к высшему» (свт. Феофан Затворник).
Для начала мы учимся молчать и не воздавать злом за зло. Потом мы прощаем врагов в сердце, молимся о них и творим им добро. Наконец, через деятельное добро мы, при исполнении и остальных заповедей, можем приблизиться и к любви. Преподобный Симеон Новый Богослов называет высшим и совершеннейшим в вопросе прощения то, когда человек
«…совсем забывает искушение, которое претерпел, и никогда не вспоминает тех, кто его опечалил… но относится к ним, как к своим друзьям, без всякого различения».
Христос призывает нас уподобиться в совершенстве Небесному Отцу и не быть, как язычники, которые любят только любящих их. Ведь мы обновлены Святым Крещением, а значит, имеем весь небесный арсенал на пути к духовному совершенству: “Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь” (2 Кор. 10: 4)».
***
Другой непростой заповедью можно назвать заповедь о почитании родителей. Вроде бы естественно для всех времен и народов, что родители любят своих детей, а дети отвечают им взаимностью. Однако далеко не все семьи отличаются взаимной любовью и сплоченностью. Для многих ситуация, когда домашние становятся человеку врагами, является печальной реальностью. Люди недоумевают: как можно и можно ли вообще почитать отца-алкоголика, даже внешне уже мало напоминающего человека, или деспотичную мать, решающую, что для тебя лучше, в твои 40 лет? И тут важно помнить, что врагом святые отцы называют только того, кто отлучает от Бога, – неважно, отец это, мать или кто-то еще.
Не можешь ответить добром на зло – хотя бы злом за зло не отвечай. Для начала и этого хватит (но только для начала)
Если любовь к родителям «не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе. А если они будут тебе препятствовать (служить Богу), особенно если они будут действовать ко вреду истинной и спасительной Веры, держась чуждых ей мнений, не только убегай, но и возненавидь их, и не их одних, а и всех родных, всех друзей и близких…» (свт. Григорий Палама).
Вся же бытовая неприязнь должна быть побеждена любовью и согласием. А у нас в основе большинства ссор лежит примитивный эгоизм либо пороки и дурные привычки. Ведь, посмотрев глубже, мы увидим, что не отвращение, а глубокую жалость и сострадание вызывает тот же спившийся человек. Он безнадежно болен, а осуждать больного, мягко говоря, неправильно.
Сказать тут что-то конкретное сложно, так как ситуации бывают очень непростые, вплоть до насилий и убийств. В любом случае, общий долг детей – быть благодарными родителям за данную ими жизнь. Самоуспокаивающие причитания в духе «Я не просил их меня рожать» выглядят фальшиво. Не можешь любить родителей – но потерпеть немощи старых людей ты обязан. Не можешь ответить добром на зло – хотя бы злом за зло не отвечай. Для начала и этого хватит (но только для начала). Не можешь общаться с матерью, которая, как тебе кажется, испортила всю твою жизнь, – но молиться о ней и искренне желать ей спасения ты должен. И всегда помни, что после их смерти не только будешь горько раскаиваться в том, что не успел чего-то для них сделать, но можешь и вовсе не пережить своих родителей, так как обетование долголетия Господь обещает только почитающим их: «…чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20: 12).
***
Хочешь выжить – соблюдай технику безопасности, хочешь победить – играй по правилам, хочешь взойти наверх – иди по ступенькам
Таким образом, на примере некоторых заповедей можно увидеть, что это вовсе не абстрактные понятия, но повседневная реальность. Вся наша жизнь буквально соткана из мыслей, слов и поступков, основанных на заповедях Евангелия. И озвученные выше заповеди, и не названные здесь («Не осуждай», «Не убей», «Не прелюбодействуй», «Непрестанно молитесь» и проч.) – все это пункты в ежедневнике каждого христианина. При этом исполнение любой из заповедей требует определенных усилий и навыка. А навык, как известно, не дается с рождением, он приходит с опытом. Этому нужно обучаться. Подставить другую щеку, желать спасения врагу, не препятствовать хотящему взять твое – это, конечно, духовный вуз. Понятно, что не все идут в институт, но кто-то все-таки идет и успешно его оканчивает. В этом смысле святые – это люди, имеющие по несколько «высших образований». Но для людей, у которых христианство начинается с утренних молитв, а заканчивается вечерними, и не имеющих представления о постоянной внутренней брани, о Царстве Божием внутри нас, о том, что приобрести эту жемчужину можно только продав все, что имеешь (отвергнуться себя), – для таких даже вопросы внешнего благочестия вызывают сложности. Потому и исполнение Божественных заповедей может показаться непосильным бременем.
Поэтому смысл совета жить по заповедям примерно таков: хочешь выжить – соблюдай технику безопасности, хочешь победить – играй по правилам, хочешь взойти наверх – иди по ступенькам. Потому что заповеди – это та лестница, тот единственный путь, те «правила пользователя», которые обозначают нам правильный вектор движения и уже здесь приоткрывают свойства будущей жизни.