ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Православная духовность | 22-01-2024, 16:37

Источник информации

МУЖЧИНЫ В ЦЕРКВИ, ГДЕ ВЫ? pravoslavie.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Владислав Ершов







Одним из противоречивых явлений русской церковной действительности является малочисленность мужчин-прихожан. Этот парадокс особенно заметен на фоне преимущественно «мужских» иконостасов и фресок в наших храмах, да и священнослужение осуществляют исключительно представители мужского пола. Однако в целом духовное преемство мужчин в Русской Церкви почему-то в некоторой степени прервалось.

Духовное преемство мужчин в Русской Церкви почему-то в некоторой степени прервалось

Этот факт пытаются объяснить по-разному. Одни говорят, что женщины просто более интуитивно и сердечно переживают веру, что трудно дается прагматичному и рациональному мужскому восприятию. Приводят даже евангельское обоснование в истории жен-Мироносиц, которые действовали решительно в известной всем, казалось бы, безнадежной ситуации, в то время как мужчины-апостолы скрывались «страха ради иудейска» и пребывали в упадническом настроении.

Другие видят проблему в трансформации сфер профессиональной деятельности и образа социального бытия, которые требуют значительных энергетических затрат, – у мужчин-добытчиков просто не остается времени и сил посещать богослужения. Иные настаивают на общей секуляризации российского общества, которая вывела мужчин за церковную ограду.

Да, действительно, в евангельской истории после смерти Христа апостолы оказались не на высоте своего призвания: поражен был Пастырь, и разбежались овцы (ср. Мк. 14, 27), однако впоследствии ближайшие ученики Спасителя неоднократно свидетельствовали о своей вере мужественными поступками, венцом которых стала мученическая смерть их всех (за исключением только одного апостола Иоанна Богослова, который при жизни, однако, много пострадал за имя своего Учителя). Потому временная слабость «ловцов человеков» не может быть воспринята как подтверждение более духовного переживания веры женщинами.

Быстрый и интенсивный ритм жизни сегодня действительно забирает много времени и сил, но в тоже время современные технические средства значительно упрощают некоторые вещи – в бытовом плане жить стало гораздо проще даже одиноким мужчинам и молодым людям. Энергию и время значительно экономят мультиварки, пылесосы, стиральные машины, транспортные средства, современные гаджеты и прочие девайсы. Ковид «открыл» много возможностей для дистанционного решения тех или иных задач, в том числе и в профессиональной сфере.

Так, может быть, дело в секулярном тренде? Почему же тогда сей светский дух так избирателен: коснулся мужчин и обошел вниманием женщин – мистическая дискриминация, не иначе.

Конечно, ответ на вопрос, почему в Русской Церкви так мало мужчин (в Грузинской, Болгарской, Сербской, ряде греческих Церквей баланс мужского и женского представительства относительно сохраняется), не может быть дан однозначно, однако попытаться поразмышлять на эту тему можно и нужно.

Автору этих строк одной из основных причин видится в масштабном кризисе мужественности в российском обществе, следствием которой и стало мужское малолюдство в наших храмах. Взаимосвязь очевидна – жизнь в Церкви требует волевых усилий, интеллектуального и физического напряжения, концентрации и направления духовной энергии в созидательное русло – одним словом, мужества. Аскетические опыты, важнейший элемент духовной жизни, могут быть совершаемы только мужественными и решительными людьми. И все эти бремена доблестно несут сейчас в Русской Церкви по большей части представительницы прекрасного пола. Диво дивное, чудо чудное…

Некоторые мужчины могут сказать, что религия – это удел слабых, духовный костыль для немощных людей, а мы, представители сильного пола, не нуждаемся в психологических опорах, мы должны быть ими сами. Таким хочется посоветовать мысленно озвучить этот аргумент нашим «слабым» предкам, особенно славным русским воинам, которые шли на поле брани с молитвой на устах, окрыленные горячей верой, склоняли свои колена перед христианскими святынями и сокрушали свои пламенные сердца перед Богом. Разве слаб был Димитрий Донской, испрашивая благословение на Куликовскую битву у преподобного Сергия, или Александр Невский, молившиеся перед сражениями с врагами Отечества? И нынешним рыцарям, многие из которых, к сожалению, принадлежат к славному ордену «диванных», неплохо было бы вспомнить девиз верующих рыцарей Средневековья – «Жизнь – Отечеству, душу – Богу, сердце – женщине, честь – никому».

Инфантильность – бич современных молодых парней и мужчин

Почему ослабла мужественность в России? Ни для кого не секрет, что нынешние молодые люди (возрастной ценз молодежи в нашей стране – 18–35 лет) значительно отличаются от поколения своих отцов и дедов в плане проявления мужских качеств. Инфантильность – бич современных молодых парней и мужчин. Причины этому могут быть в следующем: воспитание в неполных семьях или семьях, где нет определенного главы, отсутствие закаляющих характер трудностей (особенно если речь идет о поколении Z, представители которого рождались в промежуток примерно между 1997-м и 2013-м гг.), недостаточная пропаганда традиционных ценностей и культуры мужественности.

Коснемся более детально семейного вопроса. К концу XX века процессы системной дезинтеграции, происходящие в социально-экономической сфере, не могли не коснуться института семьи. Социологические исследования конца 1990-х – начала 2000-х годов говорят о формировании так называемого «супружеского типа» семьи.

Супружеская модель семейных отношений формируется в условиях рационализации общественного бытия, вытесняющего семью на более низкие ступени ценностной пирамиды. Первые места занимают работа, карьера, личностное развитие, профессиональные достижения. Изменившееся общество становится более индивидуалистическим, оставляя семью на периферии своего внимания.

Основными чертами супружеской семьи являются:

  • Позднее вступление в брак;
  • Малодетность;
  • Приоритет психологической совместимости как необходимого условия перед вступлением в брак (в патриархальной и детоцентристской семьях психологическая совместимость являлась следствием благополучной совместной жизни супругов);
  • Неопределенность норм и установок, регламентирующих жизнь супругов;
  • Эгалитарный (основанный на равенстве) характер взаимоотношений супругов;
  • Отсутствие четкой семейной иерархии, трансформация вопроса о том, кому принадлежит главенствующая роль в семье;
  • Фамильярность в отношениях между родителями и детьми;
  • Высокий риск эмоциональной нестабильности в бытовых отношениях.

С начала XXI века вплоть до настоящего времени в российском обществе, как и в обществах западного мира, наблюдается так называемый процесс второго демографического перехода[1]. Он характеризуется ослаблением роли официально зарегистрированных браков, возрастанием количества разводов, внебрачных детей – все это последствия кризиса мужественности в нашем обществе. Происходит «сдвиг от единственно легитимной модели семьи к плюрализму форм семейных отношений»[2]. При этом иерархия в семейных отношениях определяется супругами самостоятельно.

Все это не могло не отразиться на культуре мужества в российском обществе, что, в свою очередь, стало в определенной степени причиной того, что мужчин в храмах Русской Церкви очень мало.

Что касается отсутствия закаляющих характер трудностей и недостаточной пропаганды культуры мужества, то с этим более-менее есть ясность: современное поколение юношей и мужчин выросло в относительно «тепличных» условиях, исключение, пожалуй, дети 1990-х, хотя далеко не все из них осознанно смогли понять, а тем более вынести уроки мужества из того лихого времени. Ну, а герои нашего времени уж явно, выражаясь языком Грибоедова, не те «Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы».

Конечно, довольно смелым и одновременно неправильным будет утверждение, что только кризис мужественности лишил наши храмы мужчин. Следует также оговориться, что далеко не все мужчины в Церкви являются по-настоящему мужественными, так же как и далеко не все мужчины вне Церкви поголовно страдают инфантилизмом. Есть много подтверждающих примеров того и другого.

На малочисленность мужчин в русских храмах повлияли также недостаток или полное отсутствие религиозного воспитания со стороны их родителей и родственников, а также (что очень важно) тот факт, что многие представители сильного пола просто не встретили реальных вдохновляющих мужественных примеров в современной Церкви. Способны ли мужчины, которые сейчас в Церкви, зажигать религиозным чувством своих собратьев, которые еще не переступили Ее порог? Вопрос риторический. Размышляя над ним, хочется заметить, что многих юношей и мужчин в Церковь сейчас приводят именно девушки и женщины. Красота действительно способна спасать мир.

Бывает, конечно, и обратная ситуация. Печально приходится констатировать, что есть парни, находящиеся в отношениях со своими избранницами, или даже мужчины в браке, которые совершенно спокойно могут остаться во время праздничного или воскресного богослужения дома, находясь в могучем плену Бермудского треугольника – диван, кухня и туалет, в то время как их избранница или жена идет на службу. Неужели в наше время стало подвигом поддержать свою подругу по бытию в ее религиозных «причудах», просто составить ей компанию при посещении храма? Ведь ходят же любящие своих избранниц вместе в театры, музеи и картинные галереи, не испытывая при этом особой любви к искусству...

В первые века христианской эры девы-христианки вдохновляли своей верой юношей-язычников так, что последние принимали Крещение

Возвращаясь к женской миссии сегодня: в истории Церкви было нечто подобное – в первые века христианской эры девы-христианки вдохновляли своей верой и образом жизни юношей-язычников так, что последние принимали Крещение. Принять Крещение в то время значило стать потенциальным мучеником. Так что можно представить, насколько сильными и живыми были примеры их вдохновения.

Но что же делать в этой ситуации? Тем, кто в Церкви, особенно мужчинам, – быть миссионерами, прежде всего, своим личным примером. Это самая действенная миссия – среди нецерковных родственников, друзей, коллег и просто знакомых. По слову Блаженного Августина, мы способны чем-то зажечь других, если это горит в нас самих. Где нам брать вдохновляющий огонь, в теории нам всем известно, дело за практикой. Своим примером мы можем показать, что религия Христа – удел не только немощных старушек (при всем уважении к ним), но и сильных духом и волей людей, исполняющих священный завет: «Мужайтесь, Я победил мир (Ин. 16, 33). И, конечно же, нужно молиться за тех, в чьи сердечные двери Христос пока не достучался…

Владислав Ершов

[1] Артамонова А.В., Митрофанова Е.С. Сожительства в России: промежуточное звено или легитимный институт // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. №1 (131). С. 132.
[2] См. там же.
 

В сюжете: Мужчины Церковь

 

Просмотров: 188
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru