Александр МОИСЕЕНКОВ
«Будь мужиком». Эту фразу я довольно часто слышу и от родных, и от знакомых, и со стороны СМИ. Но если в устах, например, моего отца она звучит естественно и ожидаемо (родителям часто хочется подчеркнуть, что их дети не такие, как хотелось бы им), то в отношении других источников напрашивается вполне логичный вопрос — что все-таки означает быть настоящим мужчиной?
И тут варианты ответов могут быть самыми различными — от образа игривого плейбоя до портрета властного диктатора. Выбирай — не хочу. Но при всем разнообразии эталонов «настоящего мужика» вопрос остается открытым. А значит, ключ к пониманию этого словосочетания нужно искать вне привычных рамок, шаблонов и идеалов.
Когда я был маленьким, перед нашим домом часто собирались соседские старушки. Это было начало 90-хх — как раз то время, когда общество не было столь раздробленно, как сейчас, и приветливость была нормой, а не исключением. А еще мое детство припало на ту эпоху, когда по телевизору только-только начали показывать зарубежные фильмы с красивыми героями, красивой жизнью и красивыми мыслями.
Насмотревшись подобной продукции, однажды летним вечером я сидел вместе с нашими пенсионерками на лавочке. Хорошо помню тот диалог, который до сих пор стоит в моем сознании. Речь шла о войне — о той самой, которую старушки видели своими глазами, а некоторые и вовсе заплатили за военный опыт жизнями своих родных. Эти потери были одной из главных тем «лавочных» посиделок, и я, горя желанием вставить свое слово, возьми и скажи:
— Эх, вот бы в нашей армии по парочке Терминаторов на батальон — быстро бы войну выиграли!
Сейчас я очень жалею об этой фразе. Не потому, что она вызвала волну ответных нотаций со стороны бабушек, а потому, что причинила им боль — реальную и сильную. Это я понял лишь через годы, когда для меня стала очевидна одна истина: ту страшную войну наши солдаты пережили не столько благодаря силе оружия, сколько потому, что сами в жутких условиях смогли остаться людьми и сохранить в себе человеческий образ.
Действительно, те мужчины, которых помнили мои пожилые собеседницы, были далеки от современного киношного типа. У большинства из них не было ни голливудской внешности, ни особой физической силы, ни того, что сейчас принято называть «гламурностью». Но они сумели отстоять своих любимых, свою землю и страну, а потом отдать себя на восстановление хозяйства, поднятие семей и воспитание детей. Иначе говоря, они жертвовали собою и любили. Жертвенность и любовь — эти два ключевых понятия и определяют, на мой взгляд, идеал «настоящего мужика».
Конечно, есть специфичные мужские черты, которые свойственны сильному полу от природы. Например, быть добытчиком, лидером, защитником, отцом. Само устройство мужского организма говорит о том, что он сильнее женского. Но все-таки, если брать во внимание нравственную подоплеку, то никакого различия между полами нет. И любой из нас, вне зависимости от того, какая у него 46-я хромосома, призван к развитию всех тех качеств, которые на языке Церкви называется образом Божьим. В этом ключе быть мужчиной — означает, прежде всего, быть человеком. Любить и жертвовать собою во имя других, быть опорой и надежным другом.
Сейчас любовь и жертвенность как два элемента заветной «мужской формулы» стремительно нивелируются в сознании общества, превращаясь в романтический довесок к образу «крутого мачо», «правильного пацана» или «делового человека». Но снова парадокс — какой бы тип ни был привлекателен для современной женщины, в глубине души она полностью согласится с бабушками из моего детства и скажет, что настоящий мужик — этот тот, на кого можно положиться в любой момент, кто не предаст и не схалтурит ни при каких обстоятельствах. За чью спину можно спрятаться, кому можно всецело доверять. С кем можно прожить всю жизнь и в горе, и в радости. Причем, не существовать, а именно жить — полноценной счастливой жизнью.
Настоящий мужчина — тот, кто берет на себя самую тяжелую часть семейной ноши, и первым будет решать возникшую проблему. Это тот, кто всегда отвечает за слова и действия и бережно относится к окружающим. Кто воспринимает мир не по шаблонам общества (которое сегодня — одно, а завтра — иное), а имеет прочный внутренний стержень. Это тот, кто умеет различать добро и зло и имеет мужество быть на стороне правды, даже тогда, когда это неудобно тебе и неодобрительно воспринимается окружающими.
Да, идеал «настоящего мужика» всегда связан с мужеством и твердостью. Но это — не показная сила, как у героев голливудских фильмов, и не жесткость семейного тирана. Сила мужчины — в его нравственных качествах и в том, как эти качества сообразуются с евангельскими ценностями. Из которых главная выражается в простом слове — ЛЮБОВЬ.
Александр МОИСЕЕНКОВ