Многие люди требуют от Церкви различных чудес и исцелений. Понимают ли они, чего хотят? В чем отличие святого от супергероя?
Читая жития святых, мы знаем, что они могли исцелять больных, возвращать жизнь умершим, прозревать будущее, стоять в молитве на воздухе, приручать диких зверей. Но также знаем, что ни один из них специально ко всему этому не стремился.
– Мальчик, хочешь быть суперменом?
– Конечно! Еще бы!..
Помню, в детстве мое воображение сильно поразили виденные в кинотеатре фильмы: «Тайна железной двери» (наш, детский, по повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник») и немецкий по рассказу француза Марселя Эме «Человек проходит сквозь стены».
В первом фильме мальчик стал всесильным, случайно обретя коробок с волшебными спичками; во втором человек проходил сквозь стены, ему не было преград. И как это совпадало с детской мечтой: вот бы незаметно проникнуть на кондитерскую фабрику и поглощать сладости, пока никто не видит!..
Немного позже прочитанный роман Уэллса «Человек-невидимка» разрушил эту мечту: за невидимость и вседозволенность, оказывается, надо платить, и еще ох, как больно и горько.
Сверхспособностей – таких или сяких – хотят, и не только будучи детьми, многие.
И как часто именно их мы, христиане, чаем, приходя в Церковь Христову. Молитва, пост, исполнение заповедей, само несение жизненного креста вслед за Христом – всё это, как мы думаем, должно стать средством, чтобы получить от Бога обещанную награду: спокойствие для измученной грехами совести, здоровье и долголетие, успех в делах, решение семейных проблем и еще разные бонусы, среди которых – невредимость от сил зла, наступание на «змию и скорпию», умение ходить по воде… Об этом – любимая многими песенка «Наутилуса»:
Видишь, там на горе возвышается крест,
Под ним десяток солдат – повиси-ка на нем,
А когда надоест, возвращайся назад,
Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со Мной…
«Прогулки по воде», песенка так и называется.
Между тем то, что происходило в евангельской истории, из которой взяты образы песенки, легкомысленным словом «прогулка» вряд ли назовешь:
«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». (Мф. 14,23–33).
В чем усомнился Петр? В своей способности ходить по воде?
«А в чем же еще!» – воскликнем мы. И вряд ли будем правы.
«Зачем ты усомнился в том, что Я с тобою?»
Петр пошел, прежде всего, не по воде – он пошел к любимому Учителю, забыв о воде. Петр смог преодолеть извечную власть стихий над человеком не тогда, когда «сконцентрировался» в усилии найти в себе «силу» (как иногда представляется нам, насмотревшимся голливудских боевиков про суперменов), – но тогда, когда в порыве любви, забыв о себе и своей тварности, был един со Христом.
«Зачем ты усомнился в том, что Я с тобою, и снова начал тонуть? – сказал ему Иисус. – Зачем ты снова вдруг сделался – один, сам, отъединен от Меня, усомнился во Мне, в том, что Я спасу тебя, в том, что мы – вместе?»
Выйти из своей самости, из падшего состояния одиночества, которое губит человека, и быть в непрестанном Богообщении – этому учит история, рассказанная Матфеем.
Наш Спаситель – перечитаем Евангелия – возвещал о власти человека над стихиями как одном из признаков Царства, но вовсе не обещал никому из учеников сверхъестественных способностей, чтобы удобнее было устроиться в мире падшем.
Он являл Собою, Своими словами и делами, законы Царства Божия, единственно естественного устройства богозданного мира, которое с Ним пришло в нашу падшесть, немощь, смертность – в силе, явно.
Сверхъестественные способности выгодно отличают их обладателя от прочих обитателей мира сего, дают ему возможность властвовать над ними и миром, ставят его в привилегированное положение. Сверхчеловеку никак не выгодно пришествие Царства Божия: в падшем мире он – уникум, ему выгодно, чтобы мир продолжал лежать в немощи, на фоне которой можно блистать. А в Царстве человек – просто один из ряда многих чад Божьих, в Царстве превыше всего ценится способность не ходить по воде и летать как птица, а способность любить, быть в любовном единстве с Богом и ближними, жить это единство как радостный смысл жизни.
Читая жития святых, мы знаем, что они могли исцелять больных, возвращать жизнь умершим, прозревать будущее, стоять в молитве на воздухе, приручать диких зверей. Но также знаем, что ни один из них специально ко всему этому не стремился. Святые, наоборот, скрывали всё это от людей, для них всё это ни на минуту не было важным, главным. Они стремились только быть с Богом, которого любят.
Мы иногда считаем, что Бог стал человеком, чтобы мы, верные Ему, стали сверхчеловеками в этом мире, обладали в падшем мире тем, чем не обладают наши ближние.
Но святые говорят: Бог стал человеком, чтобы человек обожился, стал гражданином Царства Божия и сыном Богу, равным среди прочих сынов и дочерей, наших ближних. Сверхчеловек сконцентрирован на себе и своих способностях – сын Божий отдает себя другим, забывая о себе, ибо так велит закон любви, главный закон Царства.
Священник Сергий Круглов
pravmir.ru