Тему злословия на страницах «Правмира» продолжает протоиерей Андрей Ткачев. Разговор сегодня пойдет об Интернете – самой, пожалуй, опасной среде, где этот грех тщательно культивируется и считается неотъемлемым атрибутом общения.
Наибольшее количество грехов, которые совершаются человеком, – это грехи, связанные со словесной стихией. Человек и лжёт, и клянёт, и злословит, и говорит неправду по сто раз на дню. Особенно тогда, когда считает себя правдивым. Он утверждает: «Я правду говорю», и в это время лжёт, того не понимая.
Человек – существо испорченное, а вся человеческая жизнь словесна – без слов она невозможна. Неважно, чем Вы записываете свои письмена – рунами, зарубками на дереве, алфавитной письменностью или же Вы вообще писать не умеете, но человеческая жизнь словесна и, будучи повреждённой грехом, она отражает грех на всех уровнях.
Можно заняться отслеживанием новых грехов, которые появились в нашей жизни благодаря цивилизации, городам и техническим новшествам. Например, Интернет – это тоже словесное общение.
Это – помойка, в которую человек прячется и ныряет, как крыса по трубам. И там он находит для себя объекты критики, объекты ненависти, выливает всю свою злобу. Если по этому критерию просмотреть Интернет-пространство, мы увидим подсознание, вывернутое без стыда. Совершенно грязное, циничное, неприкрытое нутро человеческое, когда люди говорят друг другу что-то обидное или критикуют, не пытаясь выслушать оппонента.
Люди говорят совершенно цинично, поскольку не лицом к лицу, а на удалении, грязно, поскольку один на один с клавишами. А на самом деле пространство наполняется внутренней грязью. Люди выворачивают наизнанку свой внутренний мир, и он удивительно до чёрного грязен.
Это, кстати, внутренний мир нормальных людей – ну, не бомжи же с серийными убийцами сидят в Интернете. Обычные порядочные люди совершают фокус этого выворота в виртуальном пространстве.
Жозеф Деместр, после Французской революции бежавший в Россию, говорил: «Я не знаю, как выглядит душа закоренелого негодяя, но знаю, как выглядит душа обычного порядочного человека. Должен признаться, она ужасна».
Какие интересные слова о хорошем, «порядочном» человеке – «душа его ужасна». И нам сегодня не нужно быть людьми недюжинных способностей для того, чтобы это всё понять, потому что виртуальное пространство полно сокровенных, выговоренных излияний, вываленных при помощи клавиш тайн обычных сердец людей, которые убеждены в своей порядочности.
Обратите на это внимание, братья и сестры. Для того, чтобы понять, что мир когда-нибудь сгорит, не нужно ждать, что мир будет пить кровь младенцев – нужно только почитать какой-нибудь форум или залезть в чат, или в обсуждение какой-нибудь политической, культурологической или исторической мысли. И всё ясно – этому миру вечно стоять не придётся. Потому что он уже горит.
И для того, чтобы человеку не сгореть вместе с этим миром, он должен потушить огонь своего собственного злоречия, злословия, некритичного осуждения тех, кого он не знает, поверхностного суждения о том, что он знает плохо, и так далее.
Это – такой специфический грех для сегодняшнего дня, но специфична в нём лишь форма. То есть, Интернет-общение родило некую форму. А по сути – те же самые страсти: предубеждённость, упёртость, слепота, глухота, гордость, обида. Это всё древнее, здесь ничего нового.
Вообще все грехи только формально отличаются друг от друга. Человек может согрешить в батистовых чулках и туфлях с пряжками или в джинсах и шлёпках на босу ногу. Соответственно, это будет грешник XVII-XVIII и грешник XXI столетия. Вопрос только в форме одежды, а по сути – одно и то же.
Поэтому, если у вас есть такая иллюзия, что наш мир изменился, хочу вас разочаровать. В корне он не изменился, поменялся только на поверхности, которая увлекает людей до определённого возраста.
А словесная наша стихия требует непременного очищения молчанием. Оно даст человеку познать себя. Когда человек замолчит, его внутренний диалог не прекратится. Он будет разговаривать сам с собой, с воображаемыми врагами, что-то кому-то объяснять, хотя никого не будет рядом.
Это будет почти сумасшествие. И тогда человек увидит это за собой – что он не молится и не читает стихи, когда не с кем разговаривать, а просто тихо незаметно беснуется – что человек болен на самом деле.
И вот как милостыня обличает сребролюбие, пост укрощает плоть, так молчание обличает словесные грехи. Нужно это тоже за собой заметить и тогда со временем будет ясно, что делать дальше. Однозначно, что молчать – больше, чем говорить и говорить лучше, чем мы говорим сегодня.
Желаю вам заметить это за собою и начать сей великий труд, без которого трудно будет пройти в Царствие Небесное.
Записала Дарья Менделеева
pravmir.ru