«Основная задача РПЦ – снять с человека ответственность за свою жизнь», – недавно написали на одном ресурсе. Речь шла о том, что исповедь-де снимает с человека вину за его поступки, он может делать гадости, исповедоваться, потом делать их опять, в то время как неверующие, очевидно, мужественно несут бремя своей ответственности.
Но давайте разберемся – что такое вообще ответственность? Это слово используется в двух связанных значениях: «верность своим обязательствам» и «виновность, наказуемость». Например, можно сказать, что N ответственен за подготовку к зиме – это его работа, он ее обязан выполнить. Можно сказать, что N проявил ответственность в этом деле – это значит, что его стараниями с отоплением и теплоизоляцией на вверенном ему участке все в порядке. А может случиться и обратное: скажем, N расхитил вверенные ему средства и теперь понесет ответственность в соответствии с законом.
Что значит признавать свою ответственность? Это значит, во-первых, признавать свои обязательства, во-вторых, признавать свою вину в случае их нарушения. Допустим, я являюсь материально ответственным работником, и мой начальник вверил мне средства для выполнения его поручений. Я же их присвоил и растратил.
Что в данном случае будет признанием ответственности с моей стороны? Во-первых, я должен признать, что принял от начальника эти деньги, приняв, таким образом, на себя обязательства потратить их на определенные цели. Во-вторых, я эти обязательства нарушил, потому что растратил деньги. Эта ситуация может быть как-то улажена, только если я признаю факт моего воровства. После этого меня могут подвергнуть наказанию или великодушно простить, но не раньше.
Если я скажу, что в глаза не видел этих денег, или скажу, что эти деньги по праву мои, потому что я считаю их компенсацией за какие-то обиды со стороны начальника, или стану утверждать, что в цивилизованном мире никто уже не придает значения деньгам, в общем, начну отрицать реальность своих обязательств и факт их нарушения – это как раз и будет называться отказом признавать свою ответственность.
Это более-менее понятно всем, когда речь идет об отношениях между людьми, но когда речь заходит о Таинстве исповеди, критики нашей веры почему-то понимают слово «ответственность» в прямо противоположном смысле. И говорят, что исповедь нужна для того, чтобы человек не отвечал за свои поступки.
Но ведь – вернемся к нашему примеру с растратчиком – в человеческих отношениях признание ответственности как раз и означает своего рода исповедь: «Да, я действительно взял деньги и разворовал их».
В отношениях с Богом исповедь означает аналогичное признание: «Я должен был соблюдать заповеди Божии. Я их нарушил, я виновен». А отказ от исповеди есть увертливость, как и в случае с растратчиком: мол, это, на самом деле, не грех, или я должен был так поступить по каким-то причинам, или имел на это право, или весь цивилизованный мир давно делает это, и так далее. Вот это как раз и есть отказ от ответственности.
Человек, который исповедуется, свою ответственность признает. И именно это и пугает в исповеди так сильно. Я должен признать, что у меня есть обязательства перед Богом и ближними, я их нарушил и достоин осуждения. Слово Божие обещает, что если я признаю это со смиренным и сокрушенным сердцем, я буду прощен. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1: 9).
Когда мы понимаем это, снимается и другой вопрос, который часто ставят неверующие: а если человек исповедуется только затем, чтобы опять грешить и опять исповедоваться? Можно было бы сказать, конечно, что в этом случае покаяние просто не имеет места, раз человек с самого начала намерен продолжать в том же духе. Но такое бывает редко, если
человека не тяготит грех, он просто не станет утруждать себя исповедью. Раз он пришел, он признает свою неправоту, тяготится ей и желает от нее избавиться.
Избавление начинается с признания своей ответственности, с честного: да, я согрешил. Я признаю за собой долг поступать определенным образом, и признаю, что я его нарушил. Исповедь – это, кроме прочего, всегда есть признание за собой обязательства соблюдать заповеди Божии. Я ответственен за свою жизнь и за все то, что Бог мне поручил. Если я оказываюсь не на высоте своего призвания, значит, я виновен и нуждаюсь в прощении.
Да, исповедь избавляет от вины, но делает это только в том случае, если мы принимаем свою ответственность.
Сергей Худиев
pravoslavie.ru