ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Мир и Православие | 30-09-2014, 11:23

Источник информации

О (не)отказе от ответственности

Проголосовать:
голосов: 0

«Основная задача РПЦ – снять с человека ответственность за свою жизнь», – недавно написали на одном ресурсе. Речь шла о том, что исповедь-де снимает с человека вину за его поступки, он может делать гадости, исповедоваться, потом делать их опять, в то время как неверующие, очевидно, мужественно несут бремя своей ответственности.

Но давайте разберемся – что такое вообще ответственность? Это слово используется в двух связанных значениях: «верность своим обязательствам» и «виновность, наказуемость». Например, можно сказать, что N ответственен за подготовку к зиме – это его работа, он ее обязан выполнить. Можно сказать, что N проявил ответственность в этом деле – это значит, что его стараниями с отоплением и теплоизоляцией на вверенном ему участке все в порядке. А может случиться и обратное: скажем, N расхитил вверенные ему средства и теперь понесет ответственность в соответствии с законом.

Что значит признавать свою ответственность? Это значит, во-первых, признавать свои обязательства, во-вторых, признавать свою вину в случае их нарушения. Допустим, я являюсь материально ответственным работником, и мой начальник вверил мне средства для выполнения его поручений. Я же их присвоил и растратил.

Что в данном случае будет признанием ответственности с моей стороны? Во-первых, я должен признать, что принял от начальника эти деньги, приняв, таким образом, на себя обязательства потратить их на определенные цели. Во-вторых, я эти обязательства нарушил, потому что растратил деньги. Эта ситуация может быть как-то улажена, только если я признаю факт моего воровства. После этого меня могут подвергнуть наказанию или великодушно простить, но не раньше.

Если я скажу, что в глаза не видел этих денег, или скажу, что эти деньги по праву мои, потому что я считаю их компенсацией за какие-то обиды со стороны начальника, или стану утверждать, что в цивилизованном мире никто уже не придает значения деньгам, в общем, начну отрицать реальность своих обязательств и факт их нарушения – это как раз и будет называться отказом признавать свою ответственность.

Это более-менее понятно всем, когда речь идет об отношениях между людьми, но когда речь заходит о Таинстве исповеди, критики нашей веры почему-то понимают слово «ответственность» в прямо противоположном смысле. И говорят, что исповедь нужна для того, чтобы человек не отвечал за свои поступки.

Но ведь – вернемся к нашему примеру с растратчиком – в человеческих отношениях признание ответственности как раз и означает своего рода исповедь: «Да, я действительно взял деньги и разворовал их».

В отношениях с Богом исповедь означает аналогичное признание: «Я должен был соблюдать заповеди Божии. Я их нарушил, я виновен». А отказ от исповеди есть увертливость, как и в случае с растратчиком: мол, это, на самом деле, не грех, или я должен был так поступить по каким-то причинам, или имел на это право, или весь цивилизованный мир давно делает это, и так далее. Вот это как раз и есть отказ от ответственности.

Человек, который исповедуется, свою ответственность признает. И именно это и пугает в исповеди так сильно. Я должен признать, что у меня есть обязательства перед Богом и ближними, я их нарушил и достоин осуждения. Слово Божие обещает, что если я признаю это со смиренным и сокрушенным сердцем, я буду прощен. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1: 9).

Когда мы понимаем это, снимается и другой вопрос, который часто ставят неверующие: а если человек исповедуется только затем, чтобы опять грешить и опять исповедоваться? Можно было бы сказать, конечно, что в этом случае покаяние просто не имеет места, раз человек с самого начала намерен продолжать в том же духе. Но такое бывает редко, если

человека не тяготит грех, он просто не станет утруждать себя исповедью. Раз он пришел, он признает свою неправоту, тяготится ей и желает от нее избавиться.

Избавление начинается с признания своей ответственности, с честного: да, я согрешил. Я признаю за собой долг поступать определенным образом, и признаю, что я его нарушил. Исповедь – это, кроме прочего, всегда есть признание за собой обязательства соблюдать заповеди Божии. Я ответственен за свою жизнь и за все то, что Бог мне поручил. Если я оказываюсь не на высоте своего призвания, значит, я виновен и нуждаюсь в прощении.

Да, исповедь избавляет от вины, но делает это только в том случае, если мы принимаем свою ответственность.

Сергей Худиев

pravoslavie.ru


 

В сюжете: Сергей Худиев ответственность

 

Просмотров: 1 685
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru