Николай Лесков писал, что у русского человека Бог – «за пазушкой». То есть — близок Бог к нему во всех обстоятельствах его путанной жизни, и отношения с Богом у русского человека самые что ни на есть «домашние». Хорошо ли это, плохо ли, а только раз за разом убеждаюсь, что прав был Николай Семенович на все сто. Недавно прочитал в сетевом дневнике у одного из друзей забавный рассказ, прямо это подтверждающий:
«Стою вчера в полпервого ночи на балконе, курю перед сном… Вижу картину: из лесочка напротив дома выходит мой соседушка, живущий этажом ниже меня, которого я хорошо знаю. Идёт чуть живой, лапки подкашиваются, заплетаются… Пару раз упал, но таки добрался до подъезда. Решил, видимо, передохнуть и присесть на скамейку перед подъездом, да промазал.
Грохнулся на землю. Вокруг пустые пластиковые бутылки подавленные валяются – молодёжь пивом баловалась. Соседушка сгребает эти бутылки в кучку и ложится на них головой, в общем, поспать собрался. А на улице 0 и с неба что-то паршивое моросит. Решаю спасти соседа от холодной смерти. Но спускаться, естественно, в лом, кричать тоже неохота, остальные-то соседи спят. И вот я ему погромче так, вкрадчиво, чтоб слова дошли до сознания, затуманенного алкоголем, говорю:
«Миша, не спи, вставай!»
Внизу шевеление, но ответа никакого… Я опять:
«Миша, вставай, замёрзнешь, холодно ведь!!!»…
И тут слышу снизу ответ:
«Не замёрзну, Боженька…»
Вот такая история. В духе Венички Ерофеева. С тем самым – лесковским, русским Богом «за пазушкой». Трогательно и мило. Но вдруг подумалось мне, что не так уж эта история проста и наивна. Что за внешней комичностью и трогательностью есть здесь еще один смысловой пласт, который не бросается в глаза, но по сути – куда важнее умилительного общения пьяницы со своим богом. Ну да, принял он голос соседа с балкона за глас Божий. Отозвался на него. Типа – поговорили. Но ведь не сделал же пьяница того, что ему, — как он полагал, – сам Господь Бог говорил! Слышал, но не сделал. Вот ведь какая штука…
Ну да не о нём речь сейчас, тут другое страшно. Если разобраться, любой верующий человек, поступает ровным счетом так же, когда знает заповеди Евангелия, и не исполняет их. Это ведь мне Господь говорит «просящему у тебя – дай». А я, вместо того, чтоб дать – бегу в толпе мимо нищего с пластиковой баночкой в руках, и вспоминаю страшные истории о нищенской мафии. То есть — в точности, как тот пьяненький сосед отвечаю – «Не дам, Боженька…»
Господь говорит «прощай, благословляй проклинающих, люби врагов» — а я все то же талдычу «Не прощу, Господи. Как их простить – они ж такие гады, Ты не знаешь просто…»
Видимо, тем и отличается т.н. естественная религиозность от христианства, что по испорченному грехом естеству своему, человек всё время норовит объяснить Богу – почему будет делать все по-своему, а не по-Божьему. Хотя Его, Бога, вроде бы и уважает, и любит, и называет ласково – Боженька.
Только… Бог-то плохого не посоветует. Даже это самое вот, из истории с соседом — «Миша, вставай, замерзнешь» — пускай и не Бог ему говорил, но ведь – по делу же! На его же, Мишину пользу! А он не послушал, остался на земле, отмораживать себе и без того нездоровые почки. Но ведь и Евангельские заповеди тоже направлены исключительно на нашу пользу, они – самая точная и полная норма нашей человечности. Отклонился хотя бы чуть-чуть – уже себя калечишь. Вот ведь горе какое… И единственный тут выход – все же собраться с силами, напрячься, и вместо «Не замерзну, Боженька», сказать «Да, Господи, вот я уже встаю».
Александр Ткаченко
foma.ru