Стоит ли давать милостыню?
Каждый день я прохожу через переход к станции метро ВДНХ. Осенью на входе и на выходе стояло два афроамериканца. Может, вовсе и не американца, но определенно афро. Один из них был «бутербродом» — раздавал какую-то рекламу, кажется, пиццерии. Другой — в приличной кожаной куртке, добротной обуви — сидел на картонке, держа другую с надписью: «Помогите ради Христа».
Маркетинговый ход он выбрал так себе: ну кто станет подавать человеку, который бездельничает, если в 100 метрах стоит ну точно такой же (даже одетый похуже), худо-бедно, но зато честно зарабатывающий на пропитание, место в общежитии и, возможно, учебу?
Просильщик с картонкой вскоре исчез…и обнаружился неделю спустя на Проспекте Мира. Маркетинговые ошибки были учтены, и табличка «Помогите ради Христа» сменилась на «Помогите во имя Аллаха». Также прибавилось подробное описание злоключений страдальца, кстати, вполне вызывающих сочувствие. Но что-то мил-человек опять напутал и разместился со своим «Аллахом» аккурат возле православного храма! Ну, может, от мечети погнали, кто ж знает?
Оттепель. Снова старый знакомый в переходе ВДНХ. И снова просит во имя Аллаха — может, и православные погнали…
Вроде бы картинка забавная.
А вопрос старый: подавать или нет?
Как ни крути, а ты все-таки ничего о «мил-человеке» достоверно не знаешь, кроме того, что он не моргнув глазом меняет свою «целевую аудиторию»!…
В трудные времена просящих по определению больше. Больше мошенников. Но больше и действительно бедствующих.
Приходилось встречать обманщиков самых разных мастей — от несовершеннолетних девочек с большими печальными глазами до зрелых женщин с вечно заплаканным лицом и ряженных священников с елейными голосами (кстати, просящие «на храм» в общественных местах священники — по определению ряженные). Беременные (явно используемые, но едва ли счастливые женщины), расставляемые в «козырных» местах метро-переходов старушки, которые «рокируются» время от времени, чтоб не мозолили глаза — когда каждый день ходишь одним и тем же маршрутом, это легко подметить. Нищая мафия существует — это все понятно.
В какой-то момент у меня даже сложилось впечатление ежедневной «дани», оставляемой под землей. Значительная часть которой оседает в карманах предприимчивых и совсем не бедствующих граждан. Стало не по себе… Не то, чтобы жалко, не то, чтобы обидно… а я что, действительно дань даю?! Мафия, не мафия, но — на уж, держи уж, елки-палки! Соблюла Закон и живу спокойно…
Но в память врезались лица тех, кто искренне благодарил за даяние; тех, кто явно стеснялся своего положения, еле заметным движением протягивая руку, не раскрывая до конца ладонь — стыдно же! Тех бабулек, которые, совестясь просить милостыню, продают за копейки хоть что-нибудь — лишь бы не унижали их подаянием, а оплачивали их труд.
«Просящему у тебя дай», «Пусть левая рука не знает, что делает правая»…
Пусть каждый сам думает и сам для себя делает выводы.
Я до сих пор не знаю, есть ли тут общий рецепт.
Зато навсегда запомню вот такой случай.
Однажды, в очередной трудный экономический период мой будущий муж шел домой, а в кошельке у него оставалось 50 рублей. Особенно не разгуляешься. До зарплаты не протянешь, как ни крути. На дороге сидел нищий, и муж, особенно не размышляя, достал эту свою заначку и ему протянул: все равно тому нужнее. Отдал, от чистого сердца, и
забыл. Спустя короткое время ему позвонил знакомый и предложил подработку. День работы, и в кармане — заслуженные… 5000 рублей ровно!
1 к 100: вот такая «математика» у Господа!
Если только мы не держим Его за терминал по выдаче гонорара за добрые дела…
Валерия Михайлова (Посашко)
foma.ru