Последние две недели социальные сети были лучшим средством напоминания о том, что приближается Успенский пост. Десятки людей писали и перепощивали рассказы и фотографии уничтожения контрафактной еды в разных российских регионов. Сыры давили бульдозером, персики и помидоры отправляли на свалку, кое-где устроили сожжение продуктов.
Жуть. Сотни людей стали рассказывать о том, что лучше бы эти продукты отдали детям, малоимущим, старикам (список можно продолжать до бесконечности).
Конечно, идея демонстративного, на камеру, уничтожения продуктов в нашей стране это ошибка. Многих людей оскорбила именно показательность процесса и сама ситуация, когда не бедные и не голодающие люди уничтожают тонны продуктов, которые можно было отдать (здесь посты в социальных сетях обычно шли по кругу).
И все. Недовольные граждане пошумели, посокрушались и разошлись по своим делам. Ситуация не изменилась.
В последнее время меня больше всего удручает именно эта пустота, мелочность поведения протестующих. Вот нашли часы за сколько–то сотен тысяч долларов на руке пресс-секретаря Путина (в этот момент половина пользователей соцсетей стали часовщиками, тонко разбирающимися в люксовых брендах), вот маргиналы пришли на какую-то выставку и покидали на пол куски линолеума с непристойными изображения Христа.
Мы снова возмущаемся, протестуем (теперь мы – эксперты в современном искусстве и советском христианстве).
День за днем мы варимся в каких-то мелких дрязгах и ссорах, которые услужливо подбрасывает нам информационное пространство. Часами обсуждаем стоимость печей для сожжения еды или непонятную конструкцию, которую почему-то назвали скульптурой. Мы старательно залезаем на шкаф, чтобы оскорбиться видом голых женщин в бане из известного анекдота. Глубокомысленно возмущаемся людьми, которые хотят сохранить остатки своих сил, времени и спокойствия и не бегут обсуждать странные нападения на удивительные выставки.
А между тем продолжается Успенский пост, который можно соблюдать реальными делами – оторваться от компьютера, посмотреть вокруг и спросить для начала друзей и знакомых: «Вам помощь не нужна? В мире много несправедливости, и я хочу немного его исправить». Песочница во дворе, помощь с ребенком, доброе слово и пожертвование денег, например, для подопечных какого-то благотворительного сайта – изменят мир вокруг вас гораздо быстрее и эффективнее, чем бесконечные дискуссии о том, что в «интернете кто-то неправ».
К сожалению, я знаю, о чем говорю. В последний месяц мне часто приходилось просить людей о помощи. Так вот. Откликнулось большинство людей вокруг: друзья, коллеги по работе. За последние 14 дней я встретил очень много хороших христиан и нехристиан. Они живут в нашей стране, ходят в магазины, воспитывают детей, работают, но у них находится время на то, чтобы вспомнить о том, что вокруг существуют другие люди. Это, наверное, самое важное для меня открытие Успенского поста. Я знаю, что при любом развитии событий не смогу их отблагодарить и надеюсь, что это сделает Бог.
Наверное, у каждого из моих читателей был опыт проживания подобных ситуаций, когда вы начинали иначе смотреть на человека, когда какие-то ссоры или дрязги отходили на второй план и надоедало смотреть на бесконечную битву с пустотой, как бы она не называлась.