Как сообщается, в торжествах, посвященных 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, приняли участие около 24 миллионов человек. В этом году – еще раз и с еще большим размахом – прошла акция “бессмертный полк”, в ходе которой люди несли портреты своих родных, принимавших участие в Великой Отечественной Войне.
Это не могло быть организовано сверху, без желания самих людей – и то, что такое желание возникло, очень показательно.
Это пример консервативного развития – с одной стороны, “бессмертный полк” – явление новое; с другой – это явление, порожденное переживанием прошлого, сохраненного народной памятью. Это указывает на живую силу народной традиции – потому что традиция неизбежно производит отбор и переоценку прошлого. Что-то потомки берут в будущее, что-то нет. Какие-то элементы прошлого не отрицают, их просто не используют при создании сегодняшнего образа себя, сегодняшней идентичности.
“Бессмертный полк” хорош именно тем, что обращает внимание на конкретных людей – и тем снимает вопрос о том, что “а вот во время войны СССР был тиранией, в нем была коллективизация, ГУЛАГ и культ (весьма мрачной) личности”. Вот конкретный человек, участник войны, с конкретным лицом и именем, который оставил своих родных, семью, как-то налаженную жизнь и понес тяжкие труды, страдания, лишения и, очень часто, принял лютую смерть, чтобы спасти народы от истребления и порабощения чудовищным злом. Делается ли его – вот именно его – жертва менее почтенной то того, что что была коллективизация, ГУЛАГ и культ личности? Делается ли коллективизация, ГУЛАГ и культ чем-то более почтенным от его жертвы?
Люди, вышедшие на улицы наших городов, говорят – вот наши предки, они страдали и умирали ради нас. Мы благодарны. Это хорошо и сообразно заповеди – “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” (Исх.20:12)
Так живет здоровая традиция; в ее основании лежит уважение и благодарность.
Некоторые опасаются, что эта традиция поощряет шовинизм и милитаризм; что в ее тени происходит реабилитация самых мрачных сторон сталинской эпохи. Я не думаю, что такие опасения достаточно обоснованы.
Агрессивный национализм вырастает из тщательно культивируемого чувства обиды – отчасти реальной, отчасти додуманной. Германский нацизм вырос из национального унижения, когда страна потерпела поражение в Первой мировой войне и ей был навязан крайне несправедливый и унизительный Версальский мир, экономику давили репарации, которые Германия должна была выплачивать победителям, и именно на этом чувстве унижения и несправедливости сыграли национал-социалисты.
Любая поджигательская пропаганда строится не на том, что “мы победили” – если мы победили, это вызывает гордость, а не горечь и озлобленность – а на том, что “нас обидели”, мы унижены и попраны и должны восстать, чтобы вернуть себе свое.
В такой пропаганде центральное место занимают враги и притеснители, которые веками и тысячелетиями пили нашу кровь и терзали нашу Родину, и теперь верные сыны нации должны поднять их на ножи и повесить на ветки.
Праздник Победы – это нечто противоположное по настроению. Претензии к соседям – и ко всему миру – имеют побежденные, а не победители. Реваншизм – плод поражения, а не победы. Если мы победили – война кончилась. Поэтому весь культ Победы сочетается с отсутствием какой-то массовой озлобленности по отношению к тогдашним противникам. Никому в голову не приходит кричать “немцев на ножи”, а если бы пришло – крикуна бы быстро одернули.
Поэтому нам следует порадоваться, что в качестве общего, объединяющего исторического переживания на первый план вышла именно Победа – событие положительное.
Люди строят свою общую идентичность на своей общей истории – и они могут выделять в этой истории либо победы и достижения, либо поражения и обиды. Когда точкой сборки национальной идентичности становится не культ Победы, а культ Обиды, это порождает глубокую озлобленность, опасную во всех отношениях. Ненависть вообще крайне разрушительное переживание – и для личности, и для общества в целом.
Вот если бы русские люди устраивали массовые мероприятия с поминанием обид, реальных или предполагаемых, нанесенных им другими народами – это давало бы очень серьезный повод для беспокойства. Но Культ Победы – носит, напротив, созидательный характер.
Более того, он носит характер объединяющий. Победа – это то, что важно для людей на всем постсоветском пространстве. И даже для всего мира – потому что тогда наши предки победили идеологию и практику безусловно людоедскую, всеми теперь признаваемую за несомненное и крайнее зло.
Георгиевская лента превратилась в общий символ принадлежности – мы все потомки тех, кто отбился от нацистов. Мы помним. Мы чтим их память.
Для людей разных убеждений и симпатий, членов разных политических партий и носителей разных предпочтений нужна была общая память и общий символ – и вот этот символ сложился. Он задает то пространство, внутри которого люди могут не соглашаться, спорить, даже вести политическую борьбу – но оставаться при этом одним народом.