Генетики Калифорнийского университета в Дейвисе соединили стволовые клетки человека и ДНК свиньи. Эмбрион развивался 28 дней, после чего эксперимент был искусственно прекращен для дальнейшего изучения тканей. Ученые считают, что животные, в которых произрастают человеческие органы, внешне и по поведению не будут отличаться от обычных свиней, но при этом станут постоянно снабжать пациентов, стоящих в очереди на трансплантологию, – пишет The Guardian.
Комиссия по биоэтике в Японии одобрила генетическую модификацию оплодотворенных яйцеклеток человека, но пока только для базовых научных исследований. Об этом сообщает японская газета The Mainichi. Группа британских ученых из Института Фрэнсиса Крика получила разрешение на технику «редактирования генов» человеческого эмбриона, сообщает Reuters. Эмбрионы будут использовать исключительно в научных целях, хотя критики уже беспокоятся, что этот шаг приведет к созданию «генетически-модифицированных детей».
Что это? Прорыв в области медицины? Улучшение качества и продолжительности жизни? На процессы, которые происходят в современной науке, нельзя смотреть прагматично, только с точки зрения практической выгоды, поскольку они уже затрагивают важнейшие смысловые оси бытия человека в этом мире.
Давайте попытаемся разобраться. Итак, какая перспектива?
- Медицина открыла для себя грандиозные возможности в области генной инженерии. Определение заболевания и его коррекция возможна задолго до возникновения самой болезни. Есть возможности решения на новом уровне многих проблем, связанных с наследственными, хроническими заболеваниями, в том числе и с теми, которые до сего дня считались неизлечимыми. Но это только с одной стороны.
- С другой, становится возможным написание генетически модифицированных портретов, проще говоря «изготовление людей по заказу». Например родители могут заказать себе ребенка с интеллектом не ниже 150 IQ, чтобы глаза голубые, ноги стройные, лицо смуглое и проч. Можно будет также «изготавливать людей» для определенных социальных групп, например, агрессивных, безжалостных солдат, с низким уровнем болевой чувствительности. И самое важное: социум сможет получать информацию о личном биологическом портрете человека и использовать его в потенциальной сегрегации – расслоении общества по биологическим критериям.
- Наука не может ответить на вопрос, что такое сознание, но при этом у нее появляются технологии, дающие возможность производить манипуляции с памятью. Возможна как ее имплантация, когда человек якобы «помнит» то, что с ним на самом деле никогда не происходило, так и ее стирание.
- В перспективе становится неизбежным сращивание человека с компьютером в виде нанотехнологий (чипы, искусственные органы, личные средства связи и хранения информации, биопаспорта и прочее).
- Параллельно будет проходить процесс сращивания компьютера с человеком. Искусственный интеллект уже не фантазия, а логическая закономерность развития компьютерных технологий. Роботы будут создаваться с высоким уровнем интеллекта, со своими целями, эмоциями, альтруизмом и эгоизмом.
- Возможно ли создание роботов с сознанием? Там, где появится союз науки с магией – да. Магия – это тоже реально существующая технология «синергийной» работы со средой, которую оккультисты называют «тонким миром». Демоны могут вполне комфортно себя чувствовать в среде искусственно созданного интеллекта.
То, о чем я пишу, не является научной фантастикой – это лишь детали реального краткосрочного и долгосрочного плана развития научно-технического процесса. Нужно ли нам это? Какие будут последствия этого «прогресса»? Это тема особого разговора. Я лишь попытаюсь озвучить свою точку зрения на причины и мотивацию того, что сегодня происходит в науке.
«Большинство людей сегодня живут
в состоянии экзистенциональной фрустрации»
Богословие: Зачем нам это нужно?
Наука: Ради повышения качества жизни и ее продолжительности.
Богословие: Зачем нам нужна качественная и продолжительная жизнь?
Наука: Ради неизбежности самой жизни и необходимости ее проживания.
Богословие: Зачем сама эта жизнь, в чем ее смысл?
Наука : Ответ на этот вопрос выходит за границы моей компетенции.
В этом главная беда современного человека. Большинство людей сегодня живут в состоянии экзистенциональной фрустрации. Они похожи на пассажиров корабля, который плывет неизвестно куда и непонятно зачем.
Итак, ключевые слова – это качество и продолжительность жизни.
Качество жизни
Каким оно должно быть? Ответить на этот вопрос мы можем дать только тогда, когда поймем, что мы хотим получить как результат этой самой жизни. Верующий человек реализует в своей земной жизни замысел Божий о себе. Он формирует в себе такое качество личности, которое дает ему возможность жить в Боге и с Богом. А страдание является одним из инструментов, формирующих это качество. «Блаженны плачущие, алчущие, жаждущие…», – говорит нам Господь. И наоборот: «Горе вам, богатые, пресыщенные». Священное Предание отцов учит правильному осмыслению роли страданий, когда само страдание может стать источником радости.
«Я не вижу в себе болезни, а вижу одну — любовь Христову. Благодарю Бога, давшего мне много болезней, — говорит старец Порфирий Кавсокаливит. — Часто я говорю Ему: “Христе мой, любовь Твоя безгранична!” То, что я живу, — это чудо. Среди моих болезней есть и рак… У меня — рак гипофиза. Там образовалась опухоль, которая растет и давит на зрительный нерв. Поэтому теперь я уже не вижу. Болит все и страшно… Но я молюсь, с терпением подъемля Крест Христов. Видите, какой у меня язык? Он увеличился, он был не таким. Это тоже от рака, который в голове. И чем дальше, тем хуже. Он еще увеличится, и мне будет трудно говорить. Очень сильная боль, я страдаю, но болезнь моя прекрасна. Я воспринимаю ее как любовь Христову. Прихожу в умиление и благодарю Бога».
Так стоит ли покупать себе избавление от страданий ценой потери самих себя, из рабов Божиих превращаясь в рабов тоталитарного социума, который будет контролировать не только наше перемещение в пространстве и финансовые операции, но и наш внутренний мир?
Продолжительность жизни
«Продолжительность времени зависит от скорости потока информации и частоты изменения происходящих явлений в окружающем нас мире.
Эти две категории и порождают время».
Здесь мы сталкиваемся с философией времени. Наивно думать, что время состоит из объективных неизменимых единиц измерения. Время не только субъективная величина, оно еще меняет свою продолжительность внутри одних и тех же единиц измерения.
Продолжительность времени зависит от скорости потока информации и частоты изменения происходящих явлений в окружающем нас мире. Эти две категории и порождают время. Часовая стрелка может пройти круг быстро или медленно, в зависимости от ситуации. Сегодня, несмотря на то, что, казалось бы, по годам человек стал жить дольше, на самом деле он живет намного меньше, чем жили его предки.
Количество знаний, которые получал человек в молодости, еще семьдесят лет тому назад ему хватало на всю жизнь. Покидая этот мир, человек оставлял его практически таким же, каким заставал приходя в него. Сейчас мир радикально меняется на протяжении жизни одного поколения. Знания устаревают уже через десять лет. Отсюда новая концепция непрерывного образования.
Один из крупнейших отечественных историков-востоковедов И.М. Дьяконов, подводя итоги своим многолетним исследованиям в работе «Пути истории. От древнейшего человека до наших дней», выделил восемь фаз исторического процесса: первобытную, первобытнообщинную, раннюю древность, имперскую древность, средневековье, абсолютистскую постсредневековую, капиталистическую, посткапиталистическую. По Дьяконову, «исторический процесс являет признаки закономерного экспоненциального ускорения. От появления Homo sapiens до конца I фазы прошло не менее 30 тыс. лет, II фаза длилась около 7 тыс. лет, III фаза — около 2 тыс., IV фаза — около 1,5 тыс., V фаза — около тысячи лет, VI фаза — около 300, VII фаза — немногим более 100 лет; продолжительность VIII фазы пока определить невозможно». Ускорение исторического процесса приводит к тому, что после каждого цикла на все оставшееся развитие приходится время, практически равное половине прошедшего этапа; время как бы «сворачивается в спираль», устремляясь к некоторому пределу.
Фрэнсис Фукуяма в книге «Конец истории и последний человек» показал, что время движется вниз по спиральной воронке, ускоряясь с каждым витком и приближаясь к некой точке сингулярности. Каждая спираль короче предыдущей в два раза. Если пересчитать тридцать лет жизни первобытного человека на наши дни, то мы получим цифру не менее трёхсот. И наоборот, мы живем в разы меньше, чем наши предки, за один и тот же промежуток времени.
Парадоксальным образом получается, что борьба за продолжительность и качество жизни насыщают наше бытье огромными потоками информации и такими сложностями, которые сокращают нашу жизнь намного больше, чем удлиняют ее те достижения, которые может нам предложить современная наука.
Есть только один способ удлинить себе жизнь – выключить кнопку социального гиперинформативного потока. Сутки жизни, прожитые в мегаполисе, равны месяцу жизни в уединенном афонском монастыре, где нет мобильных телефонов, телевизоров и компьютеров.
Вывод:
В православии есть замечательный термин – инок. Я бы расширил его значение и отнес к каждому человеку, который живет в этой мировоззренческой традиции. Мы призваны Богом быть «иными». Жить в иной системе ценностей, иметь иную, отличную от мира аксиологию, быть странниками и пришельцами на земле, идя по дороге жизни вверх, а не по горизонтали. Жить в параллельном мире, в котором нет ничего из того, что нам предлагает сегодня мир падший. А смерть, которую так панически боится мир, с которой он стал так фанатично бороться, есть главнейшая и важнейшая смыслообразующая категория жизни христианина. Она является своеобразной линейкой, изменяющей значимость и ценность всего того, что нам встречается в нашем жизненном странствии. Ее не нужно бояться. Потому что для нас «Жизнь – Христос, и смерть приобретение» (Фил. 1:21-23).
ОБ АВТОРЕ:
Протоиерей Игорь Рябко – заведующий кафедрой Богословия Классического приватного Университета.
Председатель богословско-образовательного отдела Запорожской епархии УПЦ. Доктор богословия, кандидат наук государственного управления, магистр педагогики высшей школы, профессор.
Родился в 1968 году, женат.