Предложение Святейшего Патриарха Кирилла и других духовных лидеров основных традиционных конфессий вывести услуги по прерыванию беременности из ОМС вызвало бурную реакцию в обществе.
Удивляет, что в основном резко против него высказываются именно представительницы прекрасной половины человечества.
Им дана Богом возможность дарить жизнь, кормить и заботиться о детях. Самое первое слово, ласковое и доброе у всех народов – мама. Однако именно от женщин исходят лозунги типа «Мое тело – мое дело» или приводятся в пример ужасные истории о том, как в нищете рожают пятого-десятого ребенка, а кормить его нечем, из-за плохих материальных условий дети растут слабыми и больными. Куда дальше ходить, если на своей странице ФБ директор фонда «Созидание», который помогает и инвалидам и малообеспеченным семьям, Елена Смирнова пишет: она за право выбора – оставить ребенка или сделать аборт.
В программе Владимира Соловьева «Поединок» от 29 сентября за право выбора выступала Мария Арбатова, а за право на жизнь – депутат Виталий Милонов. Известная писательница, драматург, мать двоих взрослых сыновей Арбатова ссылается на медицинские факты, что жизнь начинается не с момента зачатия, как следует из религиозных учений, а после 3 месяцев беременности. Поэтому и можно выбирать – помиловать или убить. По мнению таких людей, избавляются не от беззащитного человечка, а всего лишь от нежеланных и несвоевременных клеток.
Нарожать детей и не расти профессионально
Сторонницы абортов, в том числе Арбатова, считают, что если студентка родила ребенка, то она не сможет закончить вуз, останется без образования, и получится такая классическая домохозяйка, любительница ванильно-сладких сериалов.
Лично я сама закончила МГУ с ребенком на руках, ведущего Владимира Соловьева мама родила, будучи студенткой, и получила диплом. Мои подруги и знакомые меняли памперсы, готовили кашу и защищали дипломы и кандидатские диссертации. Моя подруга Ирина Кузина, прихожанка храма Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне, – мать четверых детей (трое из которых мальчишки), доктор биологических наук, успешно работает в Национальном институте здоровья. Она в курсе всех биологических новинок и разработок, так как по долгу службы и интереса к профессии много читает научной литературы, самосовершенствуется. К Ирине всегда можно обратиться за советом, какого детского психолога лучше почитать, от каких прививок отказаться, как поощрять и наказывать детей и так далее.
«Даже в лихие 90-е годы в гинекологическом отделении нашей поликлиники висели плакаты: «Девушки, не лишайте себя счастья материнства!»»
Помню, когда сама ждала первую дочку, приятельницы и знакомые говорили: как ты будешь защищать диплом, искать работу? Торопили меня сделать «правильный» выбор, пока первый триместр беременности не закончился – пойти на аборт. Кто-то даже денег предлагал на операцию, кто-то готов был пойти со мной для моральной поддержки. Но мне повезло. Меня отговаривали родители, муж, а еще врач-гинеколог МГУ-шной поликлиники Ольга Скорик. Тогда, в 93 году, мне казалось, что с беременностью заканчивается нормальная жизнь, уходит красота и молодость. А врач уговорила меня не становиться палачом и не строить свое счастье на несчастье другого (беззащитного ребенка). И искренне радовалась, когда я встала на учет по беременности. Даже в лихие 90-е годы в гинекологическом отделении нашей поликлиники висели плакаты: «Девушки, не лишайте себя счастья материнства!», «Прерывание первой беременности может привести к бесплодию», приводились побочные эффекты роковой операции.
Не хочу никого призывать к чему-то или учить, что делать, но есть свой опыт и опыт многих знакомых. Сейчас у меня четверо детей. Когда смотрю, как они растут, смеются и играют – рада, что ни разу не послушалась лукавых и мимолетных мыслей, советов «добрых» людей о том, что лучше освободиться от трудностей: ранних вставаний, бессонных ночей, отсутствия мобильности.
Да, было нелегко между кормлениями грудью ездить на семинары или лекции, читать книги и работать над курсовыми и рефератами во время прогулки с малышкой. А еще надо было успеть в магазин, приготовить обед. Все трудности прошли, той дочке, которая со мной вместе «училась», уже 23 года, а у некоторых моих советчиц до сих пор нет детей. Тогда они считали себя неготовыми стать матерями, потому что хотели растить своих чад в хороших бытовых условиях, с карьерой, с деньгами на частные садики и школы. Кто-то из них уже давно созрел, но природу не обманешь: у кого-то неудачно аборт прошел, и как результат – бесплодие, а у кого-то последний поезд после 35 лет ушел. Они продолжают бороться за право быть матерью, лечатся, ездят по заморским врачам, но положительных сдвигов нет.
Запрет абортов и гора трупов
Если ОМС не будет оплачивать аборты, сторонники права выбора предрекают огромный рост криминальных операций, убийства новорожденных, детей-отказников. Арбатова ярко рисовала картины, как польские женщины (в Польше запрещены аборты) избавляются от нежелательной беременности на кораблях, в палатках, в подвалах в антисанитарных условиях. Но, например, в США в двух штатах – Южной Дакоте и Миссисипи – были официально запрещены аборты в 2006 году, кроме случаев, когда жизни женщины или ее здоровью грозит опасность. Я сама писала об этом для РИА Новости.
За нелегальный аборт врачу грозит в этих штатах 5 лет тюрьмы. И нет никаких трупов женщин после криминального аборта, нет армии детей-отказников. Некоторые семейные пары ждут момента усыновления годами – такая очередь!
А в некоторых штатах с несовершеннолетних американок требуют письменное согласие родителей на прерывание беременности. Скажете: подумаешь, запретили в Южной Дакоте, женщина села за руль, и через полчаса – в другом штате. Но не так всё просто: страховка привязана к конкретному городу, а иногда даже к определенной клинике и больнице. Потребуется история болезни, сдача крови, осмотр медиков до операции, да и самая банальная запись к гинекологу – порой американки ожидают «свидания» с женским врачом по несколько месяцев.
«Аборты были разрешены в Новом Свете только в 1973 году»
В свободной Америке каждый год в январе организация «За жизнь» проводит марш за запрет абортов по всей стране. И представители православных приходов тоже участвуют в марше, выступают священники и митрополит. Конечно, им противостоят активисты «За выбор», они размахивают металлическими вешалками – символ нелегальных абортов. У них с виду сильные аргументы, а на самом деле обыкновенная спекуляция: 99% противников абортов – мужчины, 100% из них никогда не будут беременными. А аборты были разрешены в Новом Свете только в 1973 году Верховным судом. И американские христиане, сторонники «За жизнь», не устают подавать петиции о пересмотре этого жестокого закона. Криминальные аборты совершаются и сейчас, когда действует ОМС и есть платные услуги.
Находятся молодые девушки, которые вместо медицинской услуги находят народные или нетрадиционные рецепты: кто-то ванну с горчицей принимает, кто-то травяные отвары пьет, а кто-то с высоты прыгает или тяжесть поднимает. Есть нехирургический аборт – пьют сильную дозу таблеток, которые провоцируют выкидыш. Все эти способы хорошо, как правило, не заканчиваются – требуется порой срочная госпитализация, чтобы остановить маточное кровотечение, в частности.
Не будем плодить нищету
Это еще один лозунг, который используют сторонники абортов. Виталий Милонов в «Поединке» совершенно правильно сказал, что как раз в бедных семьях не стоит вопрос, лишить ли жизни неродившегося малыша из-за трудностей. На такой поступок нередко идут женщины из состоятельных семей. Да и вспомнился случай, рассказанный одним священником. Мать-одиночка, забеременев четвертым ребенком, советовалась с батюшкой, делать ей аборт или нет. Ее зарплаты еле-еле хватало, чтобы сварить детям кашу и на десерт хлеб с маслом подать. Конечно, священник отговаривал прихожанку, пытался вразумить, успокаивал, что с Божьей помощью она поднимет всех своих детей. Тем не менее, отчаивавшаяся женщина сделала аборт. И даже новую работу нашла. Но однажды в бане она случайно сорвала себе на спине родинку. Женщина умерла нелепо, а ее трое несовершеннолетних детей остались сиротами.
Елена, прихожанка храма Святого Иоанна Предтечи, в данный момент в разводе и воспитывает одна троих детей. Всё на ней: дом, материальное обеспечение детей, их воспитание, оплата жилья. Она нашла дистанционную работу – занимается программным обеспечением. А еще недавно казалось, что она пропадет со своими детьми, останется на улице. Забываем нередко нашу поговорку: дал Бог ребенка, даст и на ребенка.
Менять абортивное сознание
В передаче «Поединок» хоть и многое было сумбурно, и герои нередко переходили на личности и даже пытались задеть словесно и оскорбить друг друга, прозвучала хорошая мысль. У нас в стране за годы существования СССР сложилось абортивное сознание. Лидер движения «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина отметила в передаче, что нередко при любой проблеме сами врачи толкают женщину на аборт. Не зря, по неофициальным данным, в стране делается около 6 миллионов абортов, по официальным – 1 миллион. Н. Москвитина привела свой личный опыт: родила четверых детей вопреки советам медиков. У нас принято: чуть что-то не так со здоровьем матери или диагностикой неродившегося ребенка – пройдите на аборт. Плюс бытовые проблемы, социальные (замужем или не замужем, на грани развода) – вместо того, чтобы думать, как их решать, сразу находят выход в прерывании беременности. Лично знаю женщин, которые решились на аборт из-за плохих результатов скрининга (тест на определение возможного развития синдрома Дауна у ребенка). К сожалению, врачи не проинформировали пациенток о том, что данный анализ точен всего лишь на 60-70%. Не посоветовали обратиться к генетику и пройти 100% инвазивный тест. Моя подруга в США всегда отказывалась от такого рода тестов по религиозным мотивам. Врачи такую причину считали уважительной и оставляли ее в покое. А подруга объясняла просто: даже если анализы покажут страшный диагноз, все равно оставлю ребенка, так как он мой, и не убью его, и не откажусь от него.
Чужой опыт
«Только в 41 стране мира прерывание беременности разрешено по желанию женщины»
Из 143 стран мира в 119 аборты допускаются только при угрозе для жизни или здоровья матери. Только в 41 стране прерывание беременности разрешено по желанию женщины. Государства, в которых запрещены аборты по желанию женщин, но производятся по социально-экономическим или медицинским показаниям: Англия, Индия, Исландия, Люксембург, Финляндия и Япония. В Алжире, Аргентине, Боливии, Бразилии, Гане, Израиле, Кении, Коста-Рике, Марокко, Мексике, Нигерии, Пакистане, Перу, Польше, Уругвае аборты делаются только в исключительных случаях – когда беременность угрожает здоровью женщины, при аномальных развитиях плода и в случае изнасилования. Трудно представить, что в таких странах, как Япония, Финляндия или Англия, массово умирают дамы от подпольных абортов, часто находят задушенных младенцев у мусорных баков. Может, нам пора менять жестокое абортивное сознание на жизнеутверждающее?
СМИ попытались обвинить Святейшего Патриарха Кирилла в том, что история с запретом абортов – это его личный пиар. Если даже допустить такое, то разве пиар, направленный на спасение жизней, на благое дело, плох?
ОБ АВТОРЕ
Александра Грипас — выпускница МГУ журфак, замужем, 4 детей — две дочки и два сына. Печатается в таких изданиях, как «Радонеж», журнал «Здоровье школьника» и Православие.фм