Предстоящий год 100-летия Октябрьской революции Русская церковь переживает как год столетия начала гонений на верующих и призывает извлечь уроки из тех событий, однако призывы сделать этот год временем «всенародного» или «соборного покаяния» не имеют ничего общего с церковной практикой и являются популистскими. Такое мнение высказали опрошенные РИА Новости представители РПЦ.
Накануне информационная служба московского Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) распространила высказывания ректора СФИ священника Георгия Кочеткова, призвавшего сделать год, оставшийся до столетия революции, годом «личностно-соборного покаяния» — «от индивидуального до общецерковного и национального масштаба», «вплоть до покаяния всего народа за преступления советского режима». СФИ также стал одним из организаторов открытого лектория «1917», посвященного природе и смыслу революционных событий в России.
«ВСЕОБЩЕЕ ПОКАЯНИЕ» — НЕ ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА
Председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов, комментируя призыв к «всеобщему покаянию», напомнил, что покаяние – это церковное таинство, которое подразумевает, что каждый отдельный человек должен каяться в своих личных грехах.
«Каяться за тех людей, с которыми ты никак не связан, так называемое народное покаяние, это не есть церковная практика. И все, что касается призывов отдельных священнослужителей, на мой взгляд, — это не совсем корректные вещи, потому что каждый человек, идущий к Богу, имеет и право, и возможность идти своим путем к Богу», — сказал Привалов.
Он признал, что в XX веке Российское государство прошло «через великие страдания» и через такие события, повторения которых бы не хотелось, но если говорить о нынешнем поколении людей, то они, по словам главы синодального отдела, должны лишь «выносить уроки из исторических событий и свою жизнь вести таким образом, чтобы она была угодна Богу, нашему народу и нашему Отечеству».
В свою очередь первый зампред Учебного комитета РПЦ, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов заметил, что какие-то «декларативно-демонстративные акции» несовместимы с идеей «ответственного церковного подхода». По его словам, 2017 год будет «воспоминаться в Церкви как год столетия начала гонений» и памяти всех новомучеников – в том числе революционного времени, 1920-х и 30-х годов.
«Я думаю, что этот акт воспоминания тех, на ком зиждется наше сегодняшнее церковное благополучие, церковная жизнь, и есть тот церковный взгляд — именно церковный, а не историософский взгляд — на события 1917-го и последующих годов, который мы должны сохранить. <…> Это «актуализация» нашей памяти на действительных героях минувшего XX столетия. Потому что новомученики есть главные герои России XX века, с церковной позиции», — сказал Козлов.
СВЯЩЕННИК: «НАМ ВСЕМ НУЖЕН «ДЕНЬ ТИШИНЫ»
Вместе с тем, как напомнил настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, экс-глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский, в прежние времена на Руси, порой, случались так называемые совместные покаяния, о чем написано в летописях: «во время набегов татар, осаждения города епископы объявляли некое «соборное покаяние». Однако в православии, уточнил он, покаяние — это личное, индивидуальное таинство.
«Священник может и даже обязан призывать людей к покаянию – к личному покаянию. Но довольно странно «неучастникам» гражданской войны, или у кого даже родственников не было ни на той, ни на другой стороне, — каяться за кого-то. Подобного рода призывы — это есть какой-то популизм и неправильное понимание самого таинства покаяния», — сказал Вигилянский.
В то же время он допустил, что на исповеди человек может каяться в том, что раньше «хотя бы в мыслях своих или в каких-то политических установках поддерживал убийство других людей, — за это можно каяться».
Как считает священник, у многих «до сих пор еще гражданская война в головах», и современному поколению «очень трудно находить общий язык друг с другом в отношении исторических фактов». По мнению Вигилянского, должно пройти какое-то время для того, чтобы люди сумели «подняться» над недавней историей.
«У кого-то родственники работали в НКВД, а у кого-то были расстреляны, как, например, мой дед – ни за что, ни про что. У людей родные погибали во время войны или во время репрессий, или в гражданскую войну. <…> И сейчас нам нужен какой-то «день тишины» — знаете, как бывает перед выборами, — нужно даже «десятилетие тишины», для того, чтобы посмотреть трезво на свою историю, встать над ней и пожалеть, и помолиться о всех погибших с той и с другой стороны», — заключил собеседник агентства.
А в Российском Императорском Доме в эти дни призвали соотечественников не только «ничего не забывать, чтобы не повторять ошибок», но и «уметь прощать и просить прощения», и молиться «о всех жертвах междоусобных братоубийственных противостояний в нашем Отечестве».
«У каждой из сторон в великой смуте ХХ века были своя правда и своя ложь, свои идеалы и своя корысть, свои герои и свои негодяи. <…> Ради будущих поколений нам необходимо научиться находить в прошлом и в настоящем в первую очередь не то, что разъединяет, а то, что сближает нас друг с другом», — говорится в обращении главы Дома Романовых великой княгиня Марии Владимировны, опубликованном на сайте организации в связи с мероприятиями Дня народного единства (4 ноября).