5 декабря Президентом утверждена
Доктрина информационной безопасности России. Данный документ соответствует реалиям информационного общества. Впрочем, в технических тонкостях проблемы пусть разбираются соответствующие специалисты. Мы же, так сказать, со своей колокольни, попытаемся очертить ее духовную сторону.
Однако прежде бросим беглый взгляд на это самое информационное общество. Поскольку мы обращаемся к людям верующим, скажем без обиняков: едва ли не главной его особенностью является то, что это своего рода рай для бесов. Потому что ради соблазнения здесь двуногих им можно не прилагать особенных усилий – напротив, можно со спокойной совестью отдыхать, предаваясь одним только увеселениям. Взявши в руки информационное оружие, двуногие сами себя прекрасно отравляют ложью, клеветой, развратом, самыми сумасшедшими фантазиями. Веельзевулам остается лишь слегка корректировать их действия.
Если уподобить современное Российское государство отдельно взятому христианину, его заботу о собственной информационной безопасности можно сравнить с индивидуальной аскезой, борьбой против мысленных грехов. Всякий грех пускает корни в душе человека через мысленный прилог. Если христианин находит в себе силы отогнать его, душа остается неповрежденной. Если же не находит этих сил, грех проникает в душу и разлагает ее.
Средства современной информационной войны можно уподобить таким прилогам. А коль скоро это так, бойцам информационного фронта остается пожелать изучать основы аскетики. Если они поймут и освоят навыки мысленной борьбы на личностном уровне, им намного легче будет делать то же самое на уровне государственном. Если же не освоят, веельзевулы начнут водить их за нос на потеху своим сотоварищам.
В аскетической борьбе важно не только бороться с мысленными прилогами, не только отрицать, но, что еще важнее - иметь внутреннее положительное содержание, т.е. доброе устройство собственной души, которое нужно охранять и не позволять расхитить собранных годами усилий сокровищ.
В п. 12 Доктрины
констатируется: «Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодёжь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Тех, что заняты указанным размыванием, с полным на то основанием можно назвать клевретами бесов. Спорить с ними, тем паче удивляться их действиям или же обижаться на них, не имеет никакого смысла. Их нужно время от времени спокойно обличать перед всем человечеством, уничтожая силу их непобедимым оружием истины.
Чтобы успешно бороться с названным размыванием, нужно обозначенные духовно-нравственные ценности насаждать, воспитывать, укреплять, не жалея средств. В противном случае в информационной войне с ее нескончаемым потоком греховных прилогов не только победить, но даже сохранить свою культурную идентичность не представляется возможным.
Нельзя жить в информационном обществе и быть свободным от пронизывающих его волн информации. Она касается всех и каждого. Потому в 30-м пункте Доктрины и сказано:«Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами».
Если борьба с отрицательной информацией – дело всех и каждого, примерно так же должно быть с насаждением информации положительной. Она призвана проницать собою всех. Однако задумаемся: сколько вокруг нас лжи, лицемерия, клеветы! На самых разных уровнях: от личностного и семейного до общегосударственного.
Легко всю тяжесть, всю ответственность информационной войны свалить на соответствующих специалистов, превратив их в случае неудачи в козлов отпущения. Да только кому от этого будет легче?
Нужно каждому ощутить себя, свою душу, свой ум частью единого информационного фронта, молиться об успехе противостояния, потому что, если без Христа мы нигде и никогда не можем ничего сделать хорошего (Ин. 15, 5), то тем паче – в информационной борьбе, которая неминуемо приводит к противостоянию с «начальствами и с властями», «мироправителями тьмы века сего», с «духами злобы поднебесными» (Еф. 6, 12).
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия