Каждый год мы празднуем Рождество Того, Кто являет Собой образ Бога Отца (Кол. 1: 15; 2 Кор. 4: 4; Евр. 1: 3), то есть Его икону. Наше познание о Боге Отце было бы очень ограниченным, если бы Его не открыл нам Сын Божий Воплотившийся (Мф. 11: 27 и Лк. 10: 22), Своим схождением на землю Придавший Божеству образ и икону и таким образом Сделавший доступным для нас путь, ведущий к обожению. Поэтому отвергать Его образ и икону значит отказываться от единения с Ним. Это необходимо твердо сказать в наше время, когда образ, то есть иконы и другие христианские символы, выражающие и воплощающие это священное единение, подвергаются агрессивным нападкам в мире, формально объявившем в качестве «бога» толерантность.
Вы помните о так называемой «борьбе против икон» в Румынии, имевшей место несколько лет назад, когда некоторые наши соотечественники требовали – по мрачной иронии, именно «во имя демократии» – удаления икон из школ, а Национальный совет по борьбе с дискриминацией, в угоду той же «демократии», пришел к выводу о «вредности» святых икон. Вам известно, далее, решение Европейского суда по правам человека, объявившего противозаконным присутствие распятий в школах Италии.
А вам не кажется, что когда-то мы уже видели эти клише? Да… но только это было в «эпоху коммунистической диктатуры», когда наши религиозные символы и проявления преследовались режимом, по меньшей мере открыто провозглашавшим атеистическую идеологию. А на этот раз – сюрприз?! – мы имеем дело с толерантностью, доведенной до фанатизма…
И кто бы мог подумать, что толерантность тоже может иметь своих фанатиков?.. Долгое время лично я считал, что самое большое зло, проистекающее из ложно понятой свободы, – это «культивирование» религиозного равнодушия и индифферентизма. Однако теперь должен признать, что «кто-то» совершенно лишился терпения и яростно бьет копытом, недовольный слишком медленным темпом секуляризации и дехристианизации.
Кому же мешают святые иконы и распятия? В мире, безудержно множащем «изображение» с помощью телевидения и интернета, кого беспокоят священные изображения наших религиозных символов? Вам не кажется несуразным решение властей Европейского Союза о запрете распятий в школах? Или же на самом деле это всё та же одержимость Французской революции, едва успевшей скинуть с себя сталинскую униформу, чтобы нацепить на этот раз европейский галстук-бабочку?
Возлюбленные братья и сестры о Господе!
В декабре 1989 года мы думали, что демократия означает в том числе и религиозную свободу, и поэтому сочувствовали толерантности. А теперь, глядя на то, как «демонизируются» наши христианские символы в угоду какой-то «нетолерантной толерантности», я считаю, у нас есть полное право задаться вопросом: а не имеем ли мы в действительности дело с какой-то «демоно-кратией», а не с демократией как таковой.
Потому что если изображения (очень часто безнравственные), размножаемые телевидением и интернетом, толерантны, то почему же священные изображения, то есть иконы, нетолерантны? Если уличные шествия лиц, требующих узаконивания противоестественных грехов, нравственны, то почему же религиозные символы «безнравственны»? И если проституцию и наркотики требуют, вплоть до высочайшей институции государства, легализовать, то почему же вне закона оказываются распятия? Какие изображения вреднее: священные или безнравственные? Что больше провоцирует извращение человеческой природы и утрату сбалансированности человеческого существа: наши ли религиозные символы или же бесстыдные, вызывающие демонстрации некоторых лиц, нуждающихся скорее во враче, чем в специальных законах? И что больше наносит вред сплоченности семьи и духовному здоровью народа: выставление ли напоказ религиозных символов или легализация и либерализация проституции и наркотиков, пусть даже легких?
Дорогие мои!
Думаю, пришло время задать себе такой вопрос и всем вместе найти на него как можно более ясный ответ: кому мешают наши христианские символы в Европе, если им 2000 лет и все ее народы один за другим родились в купели Святого Крещения и христианского миропомазания? Кого пугает идентичность, более достоверно известная, чем возраст иных европейских народов? Кто заинтересован в том, чтобы столь стремительно менять историю и культуру старого континента, прежде чем он сам начнет агонизировать в когтях секуляризации и дехристианизации, жадно следящих за последними конвульсиями его духовности?
Поэтому в нынешний столь священный день, когда мы празднуем исполнение более 2000 лет с тех пор, как Слово стало плотью и вселилось посреди нас (Ин. 1: 14) как Икона и Образ Отца, нам остается только молиться и бороться за то, чтобы добро оказалось – как всегда, впрочем, – более сильным, чем зло; чтобы всё святое и ценное у нас никогда не могло быть разрушено по меньшей мере странной логикой демократии, понятой галлюцинаторно. Чтобы мы свято хранили свои религиозные символы, обычаи и священные традиции, чтобы каток глобализации не мог раздавить всё, что еще осталось в нас христианского и румынского: веру и культуру отцов.
Будем молиться Богу Воплотившемуся и потому Изображаемому на иконах и Представляемому священными символами, да сохранит Он нас от всех врагов нашей веры и культуры, как сохранен был Священный Младенец от рук хотящих лишить Его жизни с самого Рождения.
Будем же праздновать Рождество по-христиански и по-румынски, радуясь всему, что получили в наследие от своих предков, и передавая и дальше – своим детям и потомкам – это священное сокровище 2000-летней истории и традиции!
Епископ Слатинский Севастиан (Пашкану)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Episcopia Slatinei