События на Украине
После президентских выборов количество так называемых «переходов» религиозных общин УПЦ в «ПЦУ» резко уменьшилось. По сообщениям СМИ, в мае «ПЦУ» «приросла» всего лишь одним приходом (хотя в пресс-службе Донецкой епархии УПЦ опровергли даже этот «переход»).Впрочем, межконфессиональное противостояние никуда не ушло. Причина этому – старые конфликты, которые, как тлеющие угли, периодически вспыхивают новыми столкновениями. За пять месяцев после создания «ПЦУ» очаги соответствующих противостояний возникли в десятках населенных пунктов Западной Украины.
Один из таких затяжных конфликтов (он длится в селе Грабово Волынской области еще с начала января этого года) вновь взорвал общественный покой. Активисты «ПЦУ» попытались захватить храм УПЦ и при этом жестоко избили настоятеля прихода протоиерея Дмитрия Ковальчука.
Активисты «ПЦУ» попытались захватить храм УПЦ и при этом жестоко избили настоятеля
«Один из их активистов не сдержался, набросился на священника, сорвал с него крест, ударил его очень сильно, поломал пальцы рук. Все это фиксировали на видео представители полиции», – рассказал пресс-секретарь Волынской епархии.
Через несколько дней, на праздник Вознесения Господня, возобновилось религиозное противостояние в селе Товтры Черновицкой области. Напомним, там еще 18 мая сторонники «ПЦУ» захватили местный Свято-Успенский храм. Как сообщает сайт УПЦ, верующие сделали попытку совершить праздничное богослужение на территории храма, но группа молодых людей, которых сторонники «ПЦУ» наняли «охранять» захваченный храм, заблокировала вход.
В свою очередь, в селе Новая Мощаница Ровенской области в третий раз за две недели сторонники «ПЦУ» организовали давление на настоятеля общины УПЦ с тем, чтобы выселить его из принадлежащего ему дома. В частности, 7 июня группа агрессивно настроенных людей избила ногами двух прихожан канонической Церкви, защищавших священника. В результате один из пострадавших оказался в больнице в тяжелом состоянии.
Не менее напряженной остается ситуация и в Винницкой области. После перехода бывшего митрополита Винницкого Симеона в «Православную церковь Украины» сторонники «ПЦУ» заняли кафедральный собор и здание епархиального управления УПЦ. Попытки представителей канонической Церкви добиться хоть какого-то компромисса с захватчиками успехом не увенчались.
Нанятые боевики не пускали верующих на прихрамовую территорию села Товтры. Фото: Черновицко-Буковинская епархия УПЦ
В знак протеста против дискриминации, захватов храмов и давления властей руководитель Винницкой епархии УПЦ архиепископ Варсонофий заявил о временном отказе от участия в работе областного Совета Церквей и религиозных организаций, который перестал быть инструментом достижения межконфессионального мира.
«Формат работы Совета Церквей предусматривает сотрудничество разных религиозных организаций Винниччины, направленное на достижение межконфессионального мира в регионе. Однако, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что слова о любви и мирном сосуществовании пока остаются лишь словами, ведь Винницкая епархия Украинской Православной Церкви уже несколько месяцев является объектом противоправных действий со стороны сторонников ?ПЦУ”. В течение этого времени ?митрополит” Симеон, будучи членом Совета Церквей, не менее, чем другие, говорит о мире, однако своими действиями лишь сеет вражду», – отмечается в заявлении.
По обыкновению, жалобы на нарушения прав верующих не заинтересовали директора Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрея Юраша. Вместо этого он обвинил владыку Варсонофия в отказе от сотрудничества с местными властями и защите «московской юрисдикции» Так, вероятно, Юраш называет УПЦ.
В ответ на выпад чиновника Винницкая епархия опубликовала новое заявление, в котором прокомментировала обвинения в свой адрес:
«Мы вынуждены констатировать, что в очередной раз наблюдаем, как должностное лицо откровенно пренебрегает этикой госслужащего и позволяет себе публичные высказывания, которые, кроме того, что являются оскорбительными по отношению к иерархам Украинской Православной Церкви, способствуют углублению межконфессиональной вражды как в Винницкой области, так и в целом в Украине».
Стоит отметить, что это не первое высказывание Юраша, которое выходит за общепринятые рамки.
В частности, 2 июня на своей странице в Facebook он фактически сравнил сторонников УПЦ в селе Круты Черниговской области с большевистскими ?муравьевскими ордами” и заявил о необходимости появления в этом селе новых борцов с ?церковным имперским прошлым”. Показательно, что поводом для таких высказываний послужила неудачная попытка захвата храма УПЦ в Крутах.
Давление на УПЦ все более и более обретает черты ?буллинга”
Не менее пристального внимания заслуживает и тот факт, что давление на УПЦ все более и более обретает черты ?буллинга” – персональной дискриминации и даже травли отдельных членов Церкви и тех, кто им помогает.
Справедливость данного тезиса подтверждают следующие примеры.
Несколько недель назад на Буковине (Черновицкая область) около полусотни «клириков» и сторонников «ПЦУ» пикетировали офис адвоката, который представляет интересы УПЦ в суде. По их мнению, адвокат не должен был «занимать нейтральную позицию» и помогать верующим канонической Церкви.
К сожалению, под удар попали и дети.
В той же Черновицкой области чиновники одной из районных госадминистраций предложили лишать родительских прав тех, кто ходит в храм УПЦ вместе с детьми.
А в одном из сел этого же района сторонники «ПЦУ» на родительском собрании проголосовали за то, чтобы не допустить ученицу – прихожанку УПЦ – на выпускной вечер. «У тебя есть все: диплом, вечернее платье и прическа. Но если ты ходишь в ?Церковь москалей” (УПЦ) – тогда празднуй дома», – процитировали их слова в Черновицкой епархии.
После президентских выборов ситуация с нарушениями прав верующих УПЦ продолжает оставаться тяжелой
Девушке не позволили даже сняться на совместной с одноклассниками фотографии.
Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод о том, что даже после президентских выборов ситуация с нарушениями прав верующих УПЦ продолжает оставаться тяжелой. Связано это с силой инерции старых конфликтов, а также с незавершенностью смены власти, в силу чего на местах и в определенных ведомствах некоторые чиновники все еще продолжают осуществлять политику предшественника Владимира Зеленского. При этом сам Зеленский сфокусирован на решении других проблем и все еще не определился со своей «церковной политикой».
События в мире
Визит Патриарха Сербского Иринея II в Антиохийский Патриархат
В то время как «ПЦУ» прочно входит в роль «государственной церкви», представители Поместных Церквей продолжают оказывать свою поддержку Украинской Православной Церкви.
Так, на прошлой неделе Ровенскую епархию УПЦ посетил архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил, а также архимандрит Нектарий (Бабополус).
«Хочу вас уверить, что в своей борьбе за чистоту веры вы не одни, – сказал клирик Кипрской Церкви. – Наш Предстоятель архиепископ Хризостом осуществил ряд поездок к Предстоятелям других Православных Церквей мира для того, чтобы обговорить и найти пути решения украинского церковного вопроса и исцелить рану раскола».
В данном контексте стоит отметить, что архиепископ Хризостом намерен также посетить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В преддверии этого визита с Кипрским Первоиерахом встретился митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), который во время соответствующей беседы уделил особое внимание украинскому вопросу. Судя по всему, речь шла о формировании повестки дня для встречи в Москве и предварительном выяснении позиций.
Впрочем, наиболее ярким событием церковной дипломатии на прошлой неделе стало совместное заявление Патриарха Сербского Иринея и Патриарха Антиохийского Иоанна Х. Они подчеркнули, что «диалог является единственным путем выхода из кризиса», и указали на «важность уважения исторических и географических границ между Поместными Церквями» как главное условие сохранения единства Православных Церквей.
Нет сомнений, что эти слова были адресованы Константинопольскому Патриарху Варфоломею, который в одностороннем порядке «перекроил» канонические границы в Украине, вызвав масштабный кризис в межправославных отношениях.
Справка: еще в октябре 2018 года Предстоятель Антиохийской Церкви предложил церковному Стамбулу вынести тематику украинского церковного кризиса на обсуждение всеми главами Поместных Православных Церквей. Тогда же Синод Антиохийской Церкви официально осудил создание «Православной церкви Украины» как способа преодоления раскола на Украине.
21 октября прошлого года Патриарх Иоанн X и Патриарх Ириней в своем официальном обращении к Варфоломею призвали рассмотреть соответствующую проблему на Всеправославном совещании. После этого Антиохийский Патриарх еще два раза призывал Константинополь пойти по этому пути. Однако в начале марта Варфоломей ответил Иоанну отказом, считая свои решения окончательными.
Что касается позиции Сербской Церкви, то 18 мая этого года ее Архиерейский Собор официально решил не признавать «ПЦУ», которую она считает «парацерковной структурой», т.е. расколом.
Последовательное взаимодействие Сербской и Антиохийской Церкви указывает на то, что это не просто ситуативные выступления, а формирование сознательной оппозиции Константинополю. Учитывая также мнение «греческих Церквей» (Кипрской, Александрийской, Иерусалимской и Албанской), можно сделать вывод, что Православный мир в своем большинстве определился со своей позицией: «ПЦУ» не признавать. И очень похоже на то, что ее не будут менять ни при каких обстоятельствах.
Тем временем глава самой «ПЦУ» Епифаний, игнорируя заявления Поместных Церквей, выразил уверенность в том, что со временем все Церкви признают новосозданную религиозную структуру. При этом особые надежды он возлагает на Элладскую Церковь, которая, по его мнению, «очень интенсивно движется в направлении признания» автокефалии «ПЦУ».
Заместитель председателя ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич поставил под сомнение слова руководителя раскольнической структуры.
По мнению спикера канонической Церкви, если греки признают «ПЦУ», это создаст внутренние проблемы в их собственной Церкви, поскольку очень многие греческие иерархи считают действия Константинополя однозначно неканоническими.
«Надо понимать, что в Элладской Церкви каждый митрополит имеет очень большую долю свободы. То есть это как такая маленькая автокефальная Церковь. У них синодальная, горизонтальная система власти, а не вертикальная, то есть не патриаршая <…> Помогая Константинополю решить его ошибку или как-то став на сторону Константинополя, Элладская Церковь рискует получить проблемы внутри своей Церкви», – уверен клирик УПЦ.
Раскол раскольников
Иллюстрация: Союз православных журналистов
Еще одним аргументом, играющим на руку оппонентам признания «ПЦУ», выступает активизация конфликта между Епифанием и «почетным патриархом» Филаретом. Ведь такое развитие событий все больше подтверждает ошибочность действий Варфоломея и опровергает его тезисы об «исцелении раскола», а также возобновлении единства украинского Православия.
Филарет от деклараций перешел к конкретным действиям
При этом необходимо отметить, что Филарет от деклараций перешел к конкретным действиям. В частности, он собрал около 30 подчиненных ему киевских «священников» и заявил о необходимости созыва в обход Епифания «народно-церковного Поместного собора». Итогом его работа должно стать сохранение «Киевского патриархата».
«Сейчас наша задача состоит в том, чтобы сохранить «Киевский патриархат». В каком объеме – это не имеет значения. Но он должен существовать», – обозначил главную задачу Денисенко. «Мы собираемся провести Поместный собор. И этот Поместный собор должен принять решение о возобновлении существования Киевского патриархата. И Киевский патриархат будет существовать и дальше законно… даже когда я умру, выберут нового патриарха».
При этом, как подчеркнул Филарет, «достаточно даже несколько архиереев, чтобы собор поместный был истинный».
Интересно, что необходимость восстановления «УПЦ КП» Филарет аргументирует стремлением к «церковной независимости как от Москвы, так и от Стамбула». По его мнению, новосозданная «ПЦУ» зависит от греков и не может считаться полноценной автокефальной Церковью. Кроме этого, Филарет настаивает на том, что роспуск «Киевского патриархата» 15 декабря 2018 года был нелегитимным и нарушил ряд пунктов устава этой организации.
Вполне ожидаемой была жесткая реакция на данные шаги «почетного патриарха» со стороны сторонников Епифания. В частности, зазвучали призывы привлечь Филарета к «церковному суду», который бы отправил его на покой. По мнению «младотурков» (так «молодую команду» Епифания назвал один из сподвижников Филарета Юрий Дорошенко), Филарет нарушает каноны и раскалывает «ПЦУ», отказываясь от своей подписи на документе о роспуске «Киевского патриархата» от 15 декабря прошлого года. А один из представителей «ПЦУ» – Адриан Кулик – даже назвал Филарета «профессиональным раскольником и бунтарем»!
Сложно удержаться от того, чтобы не сделать несколько комментариев по этому поводу.
В 1992-м году Филарет также нарушил свое обещание уйти с поста Предстоятеля УПЦ и с несколькими соратниками провел так называемый «объединительный собор» с «УАПЦ», создав «УПЦ КП». В 1997-м году Филарета отлучили от Церкви за формирование раскольнической структуры и многие другие нарушения канонов Церкви.
Однако в октябре прошлого года Константинополь заявил, что «снял» анафему с Филарета. А значит, посчитал, что всего его предыдущие действия не заслуживают церковного наказания.
Фанар и «ПЦУ» попались в ловушку, которую сами и создали. Они не могут осудить Филарета, не осудив саму суть процесса формирования «ПЦУ»
Но если не считать расколом действия Филарета 27-летней давности, то на каких основаниях у Епифания его осуждают сейчас? А если признать, что Филарет действительно был основателем раскола, то на каких основаниях Константинополь предоставил автокефалию «ПЦУ»?
Таким образом, Фанар и «ПЦУ» попались в ловушку, которую сами и создали. Они не могут осудить Филарета, не осудив саму суть процесса формирования «ПЦУ».
Поэтому у Епифания пока не остается вариантов, кроме как убеждать украинцев в том, что никакого раскола нет и действия Филарета – это всего лишь «внутренняя церковная дискуссия». Однако если Филарету действительно удастся собрать вокруг себя хотя бы небольшую часть «духовенства» и паствы «ПЦУ», скрывать раскол больше не удастся, и Епифанию придется определиться, что делать со скандальным «почетным патриархом».
Резюме
1) Серьезная зависимость новой украинской власти от т.н. «внешнего контура» не позволяет ей выйти за рамки той политики, которую осуществлял Петр Порошенко. На это накладывается дополнительный спектр проблем, которые не позволяют «зеленой команде» качественно пересмотреть приоритеты внутренней и внешней деятельности государства. Среди них – пребывание в госструктурах большого количества чиновников, которые идеологически настроены против выравнивания отношений с Россией и непризнанными республиками на Востоке Украины, слабый кадровый потенциал команды Зеленского, наличие огромного количества рычагов давления на новоизбранного президента – как со стороны Запада, так и олигархических групп. Следствием всего этого и становится постепенное превращение гаранта Конституции в версию «Порошенко light».
Более того, значительное ужесточение риторики Зеленского на «российском направлении» подводит к мысли о том, что рано или поздно под удар власти попадёт и УПЦ. На фоне политического хаоса, зависимости новых управленцев от внешних сил, ухудшающейся экономической обстановки и так далее обязательно возникнет вопрос о поиске «козла отпущения» или объекта переведения внимания общественности на другие цели. Велосипед, скорее всего, выдумывать не будут. Вновь актуальной станет гуманитарная сфера с её языковым и церковным вопросами. Поэтому у УПЦ время передышки стремительно сокращается. Только от самой Церкви зависит, как будет использован этот период временного относительного затишья. Если она и дальше будет «отсиживаться в окопах», то потеряет возможность хоть как-то переломить негативно складывающуюся для неё ситуацию. Окно возможностей будет захлопнуто, и тогда даже самые активные действия уже ни к чему не приведут. Наоборот – они даже принесут вред, поскольку оппонентам как раз и нужно будет показать, как они уничтожают «распоясавшийся реванш» и «пятую колонну».
2) Согласен с таким видением ситуации и один из самых известных спикеров УПЦ – архимандрит Алипий (Светличный):
«Президент совершенно не имеет власти. На сегодняшний день он не может никого ни уволить, ни заменить, поставить адекватных людей, призвать к ответу, требовать разобраться.
Его слабость хорошо видна в его списке первой двадцатки партии ?Слуга народа”, где поставлены люди, откровенно замаранные в коррупционных скандалах или принятые явно под давлением из проолигархических групп.
Зеленский вынужден играть роль рубахи-парня. Но кризис государственной власти нарастает. И если Конституционный суд вынесет решение против решения Президента о роспуске ВР, это закончится масштабным кризисом государственной власти и реваншизмом со стороны сил партии войны. К этому все идет.
И слабую команду Президента совершенно не волнует сегодня религиозный вопрос, когда стоит на кону само существование стабильности государства.
Не стоит легкомысленно обманываться, что прошли тяжелые времена. К сожалению, прогноз весьма неутешителен.
Вся проблема в том, что, так называемые активисты, являясь «пушечным мясом» для олигархов, ориентированы именно на партию войны. И в своем меньшинстве они самые яростные в стремлении достижений своих целей. Церковь для них потеряла сакральное значение. В этом постарались СМИ. И теперь Церковь – только орудие для достижения поставленных задач.
Именно в этом ключе и развивается Денисенко, добиваясь восстановления ?Киевского патриархата”. Он уверен, что наступает время, когда его радикальные мысли будут поддержаны такими же радикалами, время которых грядет.
Это опасное время. Оно переломное. И, буквально сейчас многое решается. Возможно, что Зеленского ?сломают”, и тогда КС примет нейтральное решение с перевыборами в Верховную Раду. Или сместят.
И в том и в другом случае Церковь будет уязвима и гонима».
3) Филарет будет идти до конца в вопросе восстановления «Киевского патриархата».
Об этом, в частности, свидетельствуют данные, полученные изданием ?Страна.ua” из церковных кругов:
Варфоломей окажется в глупом положении, если после снятия анафемы он вновь отлучит Филарета от Церкви
?Филарет настроен серьезно. Если ситуация не выйдет на уровень его более ранних договоренностей с Епифанием – управляет всем Филарет, а Епифаний лишь представляет ПЦУ на внешней арене, то 20 июня УПЦ КП будет восстановлен. Филарета не пугает реакция со стороны Константинополя. Он понимает, что Варфоломей окажется в глупом положении, если после снятия анафемы он буквально через пару месяцев вновь отлучит Филарета от Церкви. Это будет настоящий цирк и огромный удар по авторитету главы Фанара.
Епифаний сейчас проводит активные закрытые переговоры с УГКЦ. Его позиции в ПЦУ не очень сильны, как и позиции во власти, а поэтому есть опасность, что в случае серьезных брожений Епифания уберут с должности. Для этого случая необходима поддержка со стороны, которая имеет ресурс. То есть Епифаний получает от униатов защиту, связи во власти и финансовую помощь. Взамен ПЦУ постепенно будет вводиться в зону влияния УГКЦ, а первым значимым этапом на этом пути должна стать практика совместных богослужений», – подчеркнул собеседник ?Страны”.
Стоит отметить, что амбиции Филарета также сильно бьют по парламентским перспективам Петра Порошенко. Исходя из заявлений Филарета, экс-президент обманул украинцев, согласившись на томос, который только на словах имел автокефалию – на деле загнал ранее независимые УПЦ КП и УАПЦ в подчинение Фанару.
Теперь же Филарет начнет еще громче говорить, что за личные интересы Порошенко продал независимость украинского Православия.
Патриарх Варфоломей может оказаться в условиях тотальной изоляции со стороны Православного мира
4) Не менее болезненный удар из-за конфликта Епифания и Филарета получит и Патриарх Варфоломей, поскольку раскол «ПЦУ» полностью уничтожит аргументацию Фанара о том, что он признал «УПЦ КП» и «УАПЦ» ради преодоления разделения украинского Православия.
В свою очередь, дополнительный импульс будет дан процессам проведения Всеправославного совещания без главы Константинопольской Патриархии, а также дальнейшему непризнанию «ПЦУ».
В целом Патриарх Варфоломей может оказаться в условиях тотальной изоляции со стороны Православного мира. Более того, такое развитие событий способно сказаться и на внутренних раскладах внутри Константинопольской Церкви, где существуют группы епископов, недовольных неудачным вмешательством их Первоиерарха в «украинские церковные дела».