В обществе во все времена, в том числе и в последнее время, как в частных беседах, так и в публичных дискуссиях, часто поднимается тема взаимоотношений власти и народа.
Данная полемика в большинстве случаев сводится к агрессивному осуждению государственной политики в различных сферах нашего бытия. Итогом всем подобным разговорам становится глубокая душевная пустота и уныние, сопряжённое с внутренним ожесточением человеческих сердец. Мы, как христиане, забываем о том, что внедрение в эпицентр политической борьбы грозит нам духовным омертвением.
Но где можно найти наглядный пример разумного и богоугодного управления, следуя которому человек, имеющий власть, будет строить свою политическую программу? Ответ прост: в Евангелии (Мф. 18:23–35), где пересказывается притча Христа о царе и его рабах. К некоему царю приходит его подчинённый – должник, взявший у него взаймы 10 000 талантов, но так и не нашедший достаточно средств для возвращения долга. Находясь под угрозой тяжёлого наказания за свою неплатежеспособность, этот человек умоляет своего господина ещё немного подождать и клятвенно обещает всё вернуть. Сумма долга была, мягко говоря, неподъёмной, а точнее – абсолютно недосягаемой для возможного её накопления. И вдруг, к огромному счастью горе-должника, царь прощает ему весь долг. Однако на этом история не заканчивается. Выйдя из покоев господина, раб находит своего товарища, который в свою очередь был должен ему всего 100 динариев, и начинает также требовать у него скорейшего возвращения долга. Ситуация повторяется, и этот бедный должник также просит своего кредитора немного подождать, тем более – и сумма для возврата была относительно небольшая. Но, как это часто бывает в человеческом сообществе, кредитор, задолжавший у своего господина в разы большую сумму денег, забывает о том снисхождении, которое проявил царь. Он не захотел простить этого мелочного долга и отправил своего должника под арест до полного возмещения всех денег.
Тем не менее известный евангельский принцип, гласящий о том, что нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, в данном случае срабатывает достаточно быстро. В скором времени царь узнаёт о неподобающем поступке своего подчинённого и, вызвав его к себе, сокрушается о том, что раб не поступил со своим собратом так же милосердно, как это сделал господин по отношению к нему самому. Окончание истории плачевно. Разгневанный государь обрекает своего нерадивого подчинённого на вечные истязания. Угрожающе звучат и последующие за притчей слова Христа: «так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).
В этом небольшом рассказе раскрывается широкая палитра тех отношений, которые по Божьему замыслу должны выстраиваться как между начальником и подчинёнными, так и между обычными людьми в различных житейских ситуациях. Любовь, снисхождение и прощение – на этих главных качествах должны строиться человеческие отношения. Причём эти добродетели всегда дополняют друг друга. Только любящий человек может снисходить к недостаткам другого человека, а значит, и прощать ближнему как мелкие несовершенства, так и крупные грехи. К тому же Христос учит нас проявлять любовь не только по отношению к тем людям, с которыми мы разделяем свой семейный быт. Он ожидает от нас снисхождения равным образом и к знакомым, друзьям, начальникам, подчинённым, даже абсолютно незнакомым нам людям, которые именно в данный момент нуждаются в деятельном проявлении нашей любви к ним.
На примере снисходительного, милующего и прощающего царя в притче Бог открывает нам видение Самого Себя, с одной стороны, как любящего Отца, но в то же время – и как справедливого Судьи. Ведь Верховный Вершитель закона будет судить каждого из нас не по внешним заслугам, а по нашим делам и поступкам. Господь, как абсолютная Любовь, готов простить нам даже те недостатки и ошибки, за которые обычный человек может всю жизнь держать озлобление и обиду. Но, кроме этого, Он ждёт от нас готовности прощать другим людям их ошибки в той же мере, в какой Он прощает нас. И как часто мы не хотим засвидетельствовать эту любовь, пребывая в готовности излить свой гнев на первого встречного, попавшегося под нашу «горячую руку». Огонь раздражительности временами то немного угасает, то снова появляется. Но что ожидает нас там, в вечной жизни, если мы этот огонь унесём с собой на Суд Божий? Не что иное, как мучительные истязания, постигшие главного героя притчи, который не захотел простить своему товарищу маленький должок размером в мизерную сумму.
Евангельский рассказ, имеющий глубокий духовный смысл, также раскрывает перед нами христианский взгляд на власть. Ею нужно пользоваться с большой осторожностью и ответственностью. Об этом же говорит и апостол Павел в читаемом за воскресным богослужением отрывке его Послания к коринфянам (1 Кор. 9:2–12). Автор Послания признаёт, что ученики Христовы также выступают носителями определённых властных полномочий. Но удивительными для нас являются его слова о том, что апостолы эту власть никак не используют, дабы она не выступала преградой для проповеди Слова Божия. Так же, как это сделал царь из притчи, они прощают своих недоброжелателей и терпеливо ждут, пока богоборцы сами признаются в своём заблуждении, впустив в свою душу свет Христовой веры. А ведь апостолы имели власть б?льшую, нежели любой человеческий политический строй. Они были наделены даром «наступать на силу вражью» (Лк. 10:19), то есть попирать и низлагать дьявола, врачуя человеческие души и тела от его тлетворного воздействия.
Эти мысли никак не отменяют современных реалий и возможности участия в политической жизни страны. Не предлагают пассивно жить. Но говорят что только отдавая согрешившего против нас человека на справедливый суд Божий, не осуждая его, не желая ему зла, а наоборот – любя и прощая ближнего, мы уподобляемся мудрому правителю из сегодняшней притчи. Поэтому, когда в семейных или дружеских беседах на язык начинает напрашиваться острое словцо критики в адрес того или иного политического лидера, стоит остановить себя и задуматься: а как бы я поступил на его месте? Готов ли я от всей души, нелицемерно полюбить своих близких, своё Отечество, свой народ – бедный, обездоленный, живущий на последние копейки, затерявшиеся в протёртом кошельке, если при этом в моих руках заключена власть? Дадим ли мы себе отчёт, что так же не прельстимся на привлекательные, но по сути – ничего не стоящие материальные блага? И выход остаётся один: простить, помолившись за упавшего в бездну греха человека, дабы обрести себе в помощники Бога – единственного, имеющего абсолютную власть быть капитаном корабля нашей жизни.
Составлено на основе материала Николая Волошина