В определенных СМИ от Церкви требуют активного вовлечения в политические и экономические дела и и интриги. Как мы должны к этому относиться?
Соборная площадь московского кремля
Священнику нужно очень внимательно следить за своими суждениями и оценками
– Начнем с того, что интриги – это вообще не про нас. Если же говорить об участии в экономике, делах хозяйственных, то думаю, что всякого поощрения достойно то, чем занимаются некоторые монастыри, развивая сельскохозяйственное производство. Если по инициативе верующих будут создаваться какие-то малые предприятия по переработке той же сельхозпродукции, то почему бы и нет? Любая деятельность подобного рода должна только поощряться.
Если верующие люди трудятся где-то как наемные работники, то наравне со всеми им стоит принимать участие в профсоюзной деятельности. Не думаю, что в этом отношении нам нужно противопоставлять себя остальному коллективу. Наоборот, вопросы техники безопасности, оптимизация производства, справедливое распределение вознаграждения за труд – всё это должно находиться в сфере интересов христианина.
Священник Александр Дьяченко Говоря об участии в политике, думаю, мирянину в этом отношении разрешается любая позитивная деятельность. Единственно, что требуется от христианина, выдвигающегося на какую-то выборную должность, это не врать и держать данное перед выборами слово. Что касается священника, то для себя считаю невозможным участие в делах политических. Хотя по любому вопросу политики я могу иметь собственное мнение и даже высказывать его, но лишь в частной беседе и ни в коем случае не вести с амвона предвыборную пропаганду в пользу той или иной политической партии.
Священнику вообще нужно внимательно следить за своими суждениями и оценками той или иной политической проблемы и не высказываться о ней в интернете или в средствах массовой информации. Что бы о нас ни говорили, а к мнению священника люди прислушиваются. И любое наше необдуманное слово может послужить катализатором для каких-то непредвиденных событий. Вспомним известного священника Георгия Гапона, человека талантливого, харизматичного, и к каким печальным последствиям для государства Российского привело его участие в политических делах.
Церковь должна быть выше политики
Священник Валерий Духанин – Наша первая задача – никого не осуждать. Если кто-то из священноначалия вовлечен в общение с сильными мира сего, то значит, так надо и это тоже может иметь какую-то пользу для Церкви.
История знает ситуации, когда даже святые вынуждены были так или иначе участвовать в политической жизни страны. Так, святитель Алексий, митрополит Московский, будучи опекуном малолетнего Дмитрия Донского, занимался государственными делами, потому что Дмитрий стал князем в девять лет. Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, рассылал грамоты и сподвигал людей на мощное общественное движение против засилья интервенции. Вроде бы действия политические, но через них проглядывала пастырская забота о народе. Под политикой в данном случае я подразумеваю не интриги и продвижение кем-то своих личных амбиций, а служение народу, искреннее участие в созидании государства.
Наша беда – не в отсутствии сильных политиков, а в нехватке святых, чей пример становился бы мощной возрождающей силой
Конечно, обычно политика весьма и весьма приземлена. Она, например, отличается приспособленчеством, так что в какой-то период времени политик может говорить одно, а в другой период времени – прямо противоположное. В этом смысле Церковь должна быть выше политики, свободной и независимой от нее, чтобы во все века, невзирая на виды и способы государственного устройства, благовествовать одно и то же Евангелие, свидетельствовать о чистоте, нравственности, о высоких духовных идеалах.
Наша главная беда, наверное, не в отсутствии сильных политиков, а в нехватке святых, чей пример становился бы мощной возрождающей силой. Так, преподобный Сергий Радонежский в свое время послужил укреплению и возрождению Отечества, хотя сам всегда сторонился политики.
Государство крепко тогда, когда крепки его духовные основы. Дай Бог Православной Церкви всегда оставаться верной своим главным идеалам.
Влияние Церкви на политику желательно, но недопустимо влияние политики на Церковь
Священник Димитрий Шишкин – Ответ на вопрос, какова должна быть наша мера участия в политике, не может быть однозначным уже потому, что люди все разные. Для одного политика не имеет ровным счетом никакого значения, другой интересуется ею в меру своей гражданской ответственности, а третий прямо вовлечен в политическую деятельность, трудится в этой сфере. Ясно только одно: политика – это часть общественной, государственной жизни, часть неотъемлемая и необходимая. Поэтому удивляет, когда пытаются иногда «отлучить» политику от Церкви, утверждая, что Церковь к политике не имеет никакого отношения. Конечно, это не так. Просто потому, что Церковь объемлет собою всех своих членов, и среди них есть политики самого разного уровня и степени влияния на мировые и региональные процессы.
Церковный человек в политике, во всяком случае, будет в своей деятельности стремиться к исполнению евангельских заповедей, и это не может не сказаться положительно на общем состоянии духовной и нравственной жизни общества. В то же время недопустимо влияние политики на Церковь, вовлечение церковных деятелей и служителей в политические дрязги и борьбу. Да и мирянину православному не престало втягиваться в страстные противостояния и предпочитать ту или иную политическую парадигму надмирной правде Царствия Божиего. То есть, какой бы партийной программе ни симпатизировал православный христианин, он всё равно должен оставаться «над схваткой».
Какой бы партийной программе ни симпатизировал православный христианин, он всё равно должен оставаться «над схваткой»
Это тем более очевидно сейчас, когда политическое устройство ведущих мировых держав, основанное на системе либерально-демократических ценностей, буквально трещит по швам.
На прошлой неделе лондонский аукцион «Сотбис» за 12 миллионов долларов продал картину художника Бэнкси под названием «Деградация парламента». На ней изображена «колыбель» либерализма – британский парламент, в котором заседают… обезьяны. Здесь надо понять, кто такой Бэнкси и почему его картина была так высоко оценена. Бэнкси – это псевдоним анонимного уличного художника, который своими изображениями привлекает внимание к острейшим проблемам современности. Цена этой картины обусловлена, конечно, личностью самого Бэнкси, но и важностью запечатленного на ней явления.
Речь идет о том, что полотно Бэнкси не просто актуально, не просто отражает текущий парламентский кризис, но обозначает тупик, конец эпохи либерализма. Когда свобода самовыражения и прений привела общество не к познанию истины, а к полному духовному и нравственному распаду, выходом из которого может быть только покаянное преображение жизни.
К слову, любопытно высказывание святого преподобного Феодора Студита об одном из основополагающих принципов современного парламентаризма – многопартийности: «Глас Господа нашего Иисуса Христа изрек, что царство, разделившееся в себе, не устоит. Двоевластие уже и многовластие есть; многовластие же порождает партии, а партии – причина разделений и разложений» (Добротолюбие. Т. 4. Ст. 41/1).
Если же говорить о нашем Отечестве, перенявшем в свое время у западного сообщества «передовые» принципы политического устройства, то еще святитель Серафим (Соболев) точно подметил, что корень многих бед, постигших русский народ в XX веке, заключается в том, что мы «религиозно-нравственный идеал подменили политическим». То есть увлеклись построением «правильного» общественно-политического строя, вместо того чтобы озаботиться воспитанием сердец в евангельском духе.
Корень многих наших бед в том, что мы религиозно-нравственный идеал подменили политическим
Главным же ориентиром во внешней и внутренней политике для нас как для народа, стремящегося сохранить свою православную идентичность, могут служить слова апостола Павла: Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4: 17–19).
Словом, можно сказать, что влияние Церкви на политику – во всех отношения благотворно и желательно, в то время как влияние политики на Церковь – недопустимо, а прямо сказать, и невозможно. Потому что Церковь – это не просто собрание верующих людей, но столп и утверждение истины, полнота Наполняющего всё во всём (1 Тим. 3: 15; Еф. 1: 23). Церковь – это Сам Христос, а Он вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8).