Митрополит Екатеринбургский Кирилл разъяснил, чем руководствовался при рассмотрении дела отца Сергия (Романова). Владыка написал откровенное и искреннее письмо в адрес лишенного сана клирика…
Открытое письмо Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла схимонаху Сергию (Романову)Митрополит Екатеринбургский и Екатеринбургский Кирилл стал одним из немногих архипастырей Русской Православной Церкви, который оказавшись в крайне затруднительном и непростом положении из-за скандальных действий своего клирика (отца Сергия (Романова), не стал прятаться за формальным решением Епархиального церковного суда по его делу, а вполне открыто и искренне ответил на все огульные обвинения отца Сергия, разъяснив верующим и самому виновнику церковного нестроения мотивы и причины своих действий.
Надо сказать, сам факт такого открытого письма — вещь неординарная. Современная история Русской Православной Церкви таких прецедентов почти не знает. Обычно архиереи предпочитают не объясняться с паствой по таким щепетильным вопросам, ограничиваясь лишь официальными указами и заявлениями по тому или иному поводу. В данном же случае можно видеть пример архипастыря, который готов открыто разговаривать со своей паствой и отвечать на все ее недоумения.
На этом фоне попытки представить митрополита Кирилла как бездушного «церковного чиновника», к чему стремятся его недоброжелатели и сторонники отца Сергия, кажутся полностью лживыми.
Так, в начале своего письма архипастырь подчеркивает, что не высказывался открыто и подробно относительно поведения отца Сергия, «поскольку надеялся сохранить его для Церкви, а саму Церковь уберечь от излишнего внимания тех, кто кормится на внутрицерковных конфликтах и нестроениях». Однако, этого, к его сожалению, не случилось.
«Думал, что разговор с Вами должен вестись внутри Церкви, а не перед лицом всех, кто имеет доступ к сети интернет. Вы избрали странный для монаха способ общения — выкладывание в интернет видеороликов, словно Вы не схимник, а модный блогер. И это при том, что немногим ранее Вы обличали интернет как духовно вредную территорию и у Вас даже был бес знакомый по имени Интернет.
Сейчас же Вы ушли из реального церковного личного общения в ещё совсем недавно критикуемое Вами виртуальное пространство. В ответ обращусь к Вам тоже публично, но по старинке — письмом», — отметил владыка.
Митрополит Кирилл подчеркнул, что все его действия и прещения в адрес отца Сергия были продиктованы исключительно заботой «о благе Церкви и спасении Вашей души». «На мне, как архипастыре, лежит забота о духовном состоянии вверенных мне пастырей Церкви. Я видел вред от Ваших проповедей для Вашей собственной души, поскольку было очевидно крайнее разгоряченное пристрастие Вас к назиданию других и к тому эффекту, который Вы производили на людей своими нервными и тщеславными речами», — заявил митрополит Кирилл.
«Великих монахов древности умоляли сказать слово назидания, а они по своему смирению отказывались, ссылаясь на недостоинство и худоумие. И только принуждаемые, начинали говорить. Вас же даже благословение Правящего Вашего Архиерея не способно было остановить в совершенно не монашеском стремлении к популярности в интернете. Вам стало мало окормлять насельниц и паломников Среднеуральского монастыря, Вы начали дерзко обращать свои призывы то к воинам России, то к священникам всей Русской Православной Церкви, чего даже епархиальные архиереи не имеют права делать, ибо слово ко всей полноте Русской Церкви может обращать только Святейший Патриарх», — отметил владыка.
Отвечая на обвинения в свой адрес, митрополит Кирилл указал, что отцу Сергию на ложность и абсурдность его суждений и поведения. «Вы критиковали архиереев, ограничивших в храмы доступ для прихожан, призывали священников открыть храмы и на волне обличительной критики закрытых храмов отложились от своего архиерея. Но парадоксальность ситуации в том, что в Екатеринбургской епархии храмы не закрывались ни на один день и доступ в них прихожан не был ограничен даже в периоды самой жесткой изоляции.
Я последний, кого можно было бы обвинить в закрытии храмов, но Вы тем не менее упорно ломились в открытую дверь с обличениями того, чего не было. Вам не нравились архиереи, допустившие в своих епархиях закрытие храмов — и поэтому Вы перестали поминать меня — архиерея епархии, где храмы не закрывались. Логику в Вашем поведении увидеть невозможно. Объяснить Ваши обиды можно только одним — желанием обидеться», — отметил архипастырь.
Что касается пандемии, возросшего давления на Церковь и закрытия храмов, то действия отца Сергия лишь играют антицерковным силам на руку, считает владыка Кирилл. «Если бы Вы хотели помочь Церкви, Вы бы предложили свою помощь в борьбе с врагами Церкви, а не начинали борьбу с самой Церковью. Те, кто хочет закрыть храмы не только на карантин, а навсегда, могут быть довольны Вами.
Вы им помогли как никто другой. Тогда, когда надо объединиться перед лицом сильной и организованной угрозы, Вы разрушаете церковное единство, настраиваете прихожан против священноначалия. Вы делаете всё, чтобы пока мы будем слушать и тратить время на обсуждение Вашего очередного бредового выступления, глобалисты побеждали», — заявил митрополит Кирилл.
«Я обвиняю Вас не в том, что Вы боретесь с попытками установления тотального контроля, я обличаю Вас в том, что Вы мешаете этой борьбе. Вы должны были бы знать, что серьезная работа на этом направлении ведется Всемирным Русским Народным Собором, но теперь любые здравые их инициативы будут восприниматься через призму Вашей личности. А сопровождающий Вас бэкграунд серьезно усложнит им задачу быть услышанными здоровой частью общества», — подчеркнул архиерей.
В заключение митрополит Кирилл отметил, что уже не умоляет отца Сергия «как раньше, покаяться и сохранить хотя бы монашество, но готов проявить снисхождение и найти Вам место для покаяния, если Вы ещё помните, что это такое. Вступать с Вами в полемику, переубеждать и уговаривать я Вас не стану. Мой долг как архиерея, в частности, состоит и в том, чтобы выдворять за ограду Церкви тех священнослужителей, кто не работает смиренно на Христовом винограднике и не приносит плоды послушания. Мне неприятен этот долг, но я не уклонюсь от его исполнения».
Русская линия