Владимир ГУРБОЛИКОВ
Зачастую Церковь воспринимают как своеобразную партию, или профсоюз, или нечто подобное им. Партии и профсоюзы у нас принято хаять на чём свет стоит. И с этой точки зрения, ничего «выдающегося» в том, что и Церковь ругают, нет.
Впрочем, партийное восприятие Церкви — это по сути глубокая ошибка, уводящая многих в те дебри, куда и Макар телят не гонял. Не то горько, что люди нецерковные неправильно понимают природу этого явления. Хуже, когда сами верующие начинают и думать, и действовать в логике ленинской «Искры», а не Святого Евангелия. Отсюда много бед — прежде всего, для самого христианина, который решил, что он в храме не для того, чтобы спастись, а чтобы спасать (или приговаривать) своих ближних.
Очень трудно свыкнуться человеку со словами Христа — «Царство Моё не от мира сего» (Ин 18:36) и применить его к Церкви земной. Тем более, что церковные люди, конечно же, остаются людьми, а всякий патриархат и епархия имеют структуру, иерархию и этим похожи на все земные организации. Это и помогает, — поскольку иначе не было бы таинств, не было бы храмов, не было бы этого «спасательного круга», который нам даёт эта «врачебница», больница. Но это и усложняет восприятие. Ведь больница — хозяйство сложное, противоречивое, а больничные палаты и вовсе бывают зрелищем страшным... И кому-то не смириться с тем, что Церковь — место не здоровых, но больных, согласно словам Христа.
Но есть и вторая причина этой непримиримости к нам, и она меня... радует.
Люди по-прежнему, несмотря на все нелепости своего взгляда на Церковь, ждут он неё, сами того не сознавая, чтобы она была и оставалась — настоящей.
Церковью святых, если выразиться по-евангельски.
Да, обидно, что одни люди, нецерковные, так грубо и без разбора осуждают других людей, церковных. (Хотя так ли и мы, верующие, преуспели в неосуждении ближнего?)
Но сам вопрос к каждому из нас: «Почему же ты не свят?!» — по сути верен. Он означает для меня, что подспудно люди хотят видеть Божеское, хотят убедиться в бытии Бога и верить. Что бы они при этом ни говорили, как бы ни бранились на меня и на нас всех...
И дай Бог, чтобы этот вопрос — почему я не свят — обжигал меня и заставлял учиться. Учиться молиться, верить, надеяться, благодарить, терпеть, прощать. И, конечно же, любить... В том числе, критиков.