СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ ХУДИЕВ
Независимо от наших политических предпочтений, боевые действия — это всегда горе и потрясение, и люди напряжены и испуганы — даже если они очень далеко от происходящего действий и им лично физически ничто не угрожает.
Боль, горе, растерянность и тревога — по-человечески совершенно естественная реакция. Это понятно — быть встревоженным во время таких трагических событий. Но эта реакция легко переходит в гнев и горечь — которые люди изливают друг на друга в сетях, да и не только.
Сети полны яростных взаимных обвинений — «а вот вы», «а вот вы», при этом собеседнику вменяют все грехи и преступления стороны, с которой его отождествляют. Но человек на той стороне интернет-кабеля этого не заслуживает. Он просто такой же, как вы обыватель, мирная и стабильная жизнь которого поставлена под удар «войнами и военными слухами». Он никого не бомбил и не обстреливал — ни эти восемь лет, ни сейчас. Даже если он ошибается, он никак не заслуживает ненависти.
Мы все встревожены — но есть один способ несколько снизить уровень тревоги. Попробуйте увидеть в человеке, который изливает на вас свой гнев и горечь, того, кем он является — такого же удрученного мирного обывателя, который также, как вы, переживает страх и неуверенность. Не нужно ассоциировать собеседника со стороной конфликта. Он там не командует. Он, может быть, выкрикивает лозунги — но это потому, что он, как и вы, выбит из равновесия и испуган.
Не обходит это и Церковь — одни возмущены тем, что Патриарх не осудил одну сторону, другие — тем, что он не благословил другую. Одни негодуют на позицию украинских архиереев, другие, напротив, находят ее недостаточно резкой.
Что же делать в этом море гнева, ярости, боли и взаимных обвинений?
Человеческая жизнь хрупка, благополучие ненадежно, и все кончатся смертью. Такова реальность в любом случае — нам просто о ней напомнили. Мы можем извлечь из этого пользу — привести в порядок наши отношения с Богом. Помыслить себя в Его присутствии — и первым делом притихнуть. Перестать кричать и метаться. Попробовать услышать Его. Чего Он хочет.
Христиане в этом мире являются посланцами примирения. «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5:19)
Мы не можем примирить великие державы и военные блоки — но мы можем быть посланцами мира для людей, на которых мы имеем влияние.
Мы не должны своими словами умножать ярость и ненависть. Как говорит Господь, «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:37) Ни один раздраженный и испуганный человек в сети не был переубежден такими же раздраженными и испуганными словами с другой стороны. Обмен нападками и обвинениями не приводит ни к чему, кроме умножения боли и страдания. Это понятная эмоциональная реакция падшего человеческого сердца — но реакция неверная.
Не нужно входить в такой обмен ударами. Можно сказать по-другому: «Я сам глубоко скорблю о происходящем. Я понимаю, что ты встревожен — и, тебе, наверное, гораздо тяжелее, чем мне. Я плачу вместе с тобой». Это не значит, разумеется, что вы соглашаетесь с политической позицией собеседника или с его оценкой ситуации. Это значит, что вы видите в нем, прежде всего, страдающего человека — и брата.
Ваш собеседник в сети — не враг, не предатель, не людоед — он просто испуганный мирный обыватель, как и вы. У вас намного больше общего с ним, чем с теми, кто отдает приказы той или иной стороне.
Бог хочет, чтобы мы проявляли любовь друг ко другу. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:7,8) Конечно, на фоне Интернета, полного ярости, злобы и злорадства, это звучит как послание из иного мира — но это и есть послание из иного мира. Мы, христиане, люди не от мира сего, мы принадлежим к тому Небесному Иерусалиму, где «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:9)
Он хочет, чтобы мы были источником любви и утешения друг для друга. Гнева и ярости в мире достаточно и без нас. Когда вы негодуете и проклинаете — возможно, вы и правы, в аду все правы. Это в раю все прощены. Но при этом вы только расшатываете свою психику и приводите себя во все более жалкое состояние.
Бог хочет, чтобы мы были источником утешения для других. Как говорит Апостол, «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2Кор.1:3,4)
Попробуйте утешать других людей — и Бог вас утешит. Хотя бы плачьте вместе с ними. Господь говорит, что «блаженны плачущие». Это хорошо и правильно — плакать.
Плакать — это гораздо утешительнее, чем проклинать политиков или, наоборот, напряженно искать им оправданий. Просто скажите другому человеку — «Это ужасная беда для нас обоих. Я плачу вместе с тобой». Как говорит Писание, «плачьте с плачущими» (Рим.12:15). И когда вы будете плакать, Бог вас утешит.
Христос говорит, чтобы мы не осуждали друг друга — «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37). Люди находятся под страшным давлением — на них обрушивается множество пугающих и скорбных известий.
Они могут говорить что-то, с чем вы категорически несогласны или вас возмущает. Часто собеседники усиливают беду, понимая каждое слово человека в наиболее неблагоприятном для него смысле. Но мы не поставлены ближнему своему прокурорами. Мы не должны искать, в чем обвинить друг друга. Мы должны быть ходатаями друг за друга. Слово «адвокат» означает юриста, в обязанности которого входит собрать все, что говорит в пользу обвиняемого — и мы должны смотреть друг на друга глазами адвокатов, а не обвинителей.
Это особенно относится к Церкви. Огромная, неподъемная тяжесть ответственности лежит на нашем Патриархе. Он стоит перед необходимостью принимать во внимание самые разные взгляды среди своей паствы, заботиться о благе всей Церкви. Укорять его за то, что он не сказал того, что вы бы хотели, бессмысленно и несправедливо.
Как не стоит и обрушиваться других архиереев, слова (или молчание) которых кажутся вам неправильными. Каждый из них несет огромную ответственность за свою паству. Перед Богом — а не перед нами. А мы несем ответственность за то, хотим ли мы в минуту испытания следовать Евангелию. Как в свое время говорил отец Димитрий Смирнов, «Евангелие — это не книга, в которой написано, как должны поступать другие люди. Это книга, в которой написано, как должен поступать ты».
Вот, нам предлежит христианский подвиг — быть посланцами Его любви, мира утешения и прощения в мире, который, особенно сейчас, полон гнева и ненависти. Нам нужно только решиться исполнять Его слово — спотыкаясь и падая, но возвращаясь на Его путь.