Стоит ли порядочному человеку отказываться от празднования Дня Победы только потому, что его раздражает фальшь и пропаганда? Размышляет Сергей Худиев.
В эти дни перед праздником Победы я все чаще вижу в сетях публикации типа «меня раздражает грубая пропаганда, пошлость и фальшь вокруг празднования Победы, следовательно, праздновать нечего, одна банда злодеев побила другую, диктаторы отличаются только формой усов, и вообще мы бы щас баварское пили».
Читая это, чувствуешь некоторую растерянность – вот что можно на это сказать? Но я попробую.
Есть два способа реагировать на окружающее – психологи называют их реактивным и проактивным.
Реактивный ответ на происходящее – это почти автоматическая реакция (отсюда название) на внешние раздражители, чаще негативная. Человека разозлили – он злится, соблазнили – он соблазнился, напугали – он испугался. Чаще всего эта реакция носит негативный характер – и большая часть того, что мы читаем в интернете, – это изъявления неудовольствия и критики.
Это способ реагирования включается до того, как включается сознание, но его сила
только в этом – он легко создает иллюзию единства с другими людьми, которые тоже реагируют подобным образом.
Мы все ненавидим, к примеру, Васю Пупкина. Вот как увидим Васю – сразу начинаем негодовать. Рефлекс такой. У меня теперь есть семья, даже целое племя – мы, ненавистники Васи Пупкина, все, как один человек, показываем друг другу, что мы – свои, нас объединяет благородное неприятие этого подлеца Васи.
Взгляды, убеждения, язык человека гармонизируются с его новообретенной группой, и вскоре он начинает горячо верить и с глубоким убеждением разделять ту систему взглядов на мир, которая объединяет сообщество «ненавистников Васи Пупкина».
Поведение человека – и, в итоге, его взгляды – определяются в этом случае неосознанными психологическими, даже биологическими реакциями. Такой человек – идеальный объект для манипуляции.
Другой способ реагирования – его называют проактивным – предполагает, что человек действует в мире исходя из своих обдуманных целей, а его цели, в свою очередь, исходят из его ценностей, убеждений, взглядов на мир. Он всегда может внятно ответить на вопрос «зачем я это говорю» или «зачем я поступаю именно так», «чего я хочу этим добиться», «как в этом проявляются мои ценности».
Увы, люди – и рядовые блогеры и политики, от которых зависят жизни людей, – чаще всего реагируют реактивно, изливают в мир потоки эмоций (гораздо чаще негативных), хотя это бывает и неприлично, и глупо, и противно целям, которые они перед собой ставят.
И вот «меня раздражает помпа и пропаганда, следовательно, буду любителем баварского» –это как раз пример реактивного отношения; проактивное предполагало бы, что мое отношение к тем или иным явлениям определяется моими убеждениями, а не внешними раздражителями.
Разумеется, любое значимое историческое событие является предметом пропагандистских – а часто и просто коммерческих – спекуляций. Масштабные исторические трагедии – особенно.
Холокост был и остается предметом спекуляций – и еще надолго останется. И это никак не влияет на реальность и масштабы Катастрофы и не придает ревизионистам ни капли убедительности. Страшный голод в СССР начала 1930-х – тоже предмет пропагандистских спекуляций, но трагедией чудовищных масштабов он от этого быть не перестает.
Да, на свете полно спекулянтов, желающих записать страдания мертвых на свой счет и предъявлять претензии от имени покойников, которые никак не могли дать им таких полномочий.
Разумеется, память о войне, о подвигах и страданиях людей всегда использовалась пропагандой. Разумеется, всегда хватало – и еще будет хватать – людей, которые берутся вещать от имени павших и привлекать их голоса для обеспечения своих собственных программ.
Конечно, мы видим массу примеров жуткой пошлости и безвкусицы – те же георгиевские ленточки, которые повешены на все, что можно, до рекламы фарша включительно. Маскарадное переодевание в форму, в которой люди шли на муки и смерть.
Байкеры, сочетающие даже не техасское с нижегородским – к этому уже все привыкли – а техасское с православным и большевистским, чтобы уже явить публике полный постмодернизм и обессмысливание всего и вся.
Глупая заносчивость в стиле «Кто тут хотел пересмотреть итоги Второй мировой войны? Можем перепоказать!», которая выдает полное непонимание той бездны страдания, которой была Война, и той страшной необходимости идти умирать, которую она вызвала. Московское ополчение шло на танки отнюдь не затем, чтобы повыпендриваться.
Комфортные (часто немецкие) машины с надписями «На Берлин!».
Утрата того восприятия Войны как ужасающей человеческой трагедии, которое было хорошо заметным в позднем СССР, где это был «праздник со слезами на глазах». Настойчивые попытки сталинистов воздвигнуть алтари, изваяния и образы своего божества – без чего в том же позднем СССР, несмотря на весь культ Победы, прекрасно обходились…
Все это отталкивает – но наше отношение к Победе должно определяться не этим. Оно должно определяться осознанием того, что мы сейчас живы благодаря тем, кто сражался, страдал и умирал тогда. Если бы не они – мы бы точно не пили баварского. Нас бы вообще на свете не было.
Эти люди заслуживают нашего глубокого почтения и благодарности. Совершенно независимо от того, насколько нам нравится или не нравится эстетическая сторона нынешнего празднования.
pravmir.ru