Меч, который принес Христос, – не в руке христианина, а в руке тех, к кому он послан без всяких мечей, как овца
Предлагаем вниманию читателей «Правмира» еще одно эссе из сборника Натальи Трауберг «Домашние тетради», изданного Мастерской «Сеанс». В сборник вошли сочинения Натальи Леонидовны, опубликованные ранее только в самиздате: эссе и воспоминания о детстве в Ленинграде 1920–1930-х, московской молодости 1950-х и жизни в Вильнюсе 1960-х и 1980-х.
Более или менее известно, что верующих людей не любят. Прежде чем соглашаться или удивляться, попробуем увидеть, что здесь подразумеваются два почти противоположных явления.
1) Человек, живущий как-то странно, естественно воспринимается как чучело. В лучшем случае за него просто боятся; или его стыдятся (и то, и это – обычно в семье); наконец, он задевает самую важную струну: это что же, он – хороший, а я – я! – плохой? Именно это имеется в виду, когда Христос говорит про меч.
Этот меч – не в руке христианина, а в руке тех, к кому он послан без всяких мечей, как овца. Отсюда и крайне реалистичный стих «Я пришел разделить…». Так и бывает; если не видели в жизни, вспомните святых Феодосия, Франциска, Фому, Екатерину. Заметьте, не Варвару!
Дело в том, что родители названных святых были церковными людьми. Их именно и раздражало, что их идиоты навыдумывали всяких глупостей.
Тут мы и перейдем ко второму явлению.
2) Совершенно другой вид нелюбви – к этим самым родителям. Легко ли видеть людей, живущих точно, как ты, и еще поджимающих губы: «Я – верующий!»? Нет, нелегко.
Другое дело, что отрезать таких людей нельзя по условиям задачи, тем христианство и удивительно. Они тем и неправы, что совершенно упускают эту странность нашей веры и многие другие. А вот страдать от фарисейства – никто не запрещал.
Уж на что Христос их бранит, но Он попросил простить их. Действительно, по-видимому, они не ведают, что творят. Ну, нет этих загадочных ушей и нет! Как будто нас сносит к тому виду веры, который непрестанно обличает Спаситель.
Почему – есть разные ответы. Может быть, Его советы и впрямь «накладны», как говорил один священник. Но это – уже другая загадка или хотя бы тема.
Наталья Трауберг
pravmir.ru