СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Ситуация в мире, которую можно хорошо описать поговоркой «час от часу не легче» приводит к появлению множества лжепророчеств — в том числе, и в православной среде, и облеченных в как бы православную фразеологию. Вот-вот явится антихрист и будет конец света, и спасутся только верные, убежавшие — тут пророчества расходятся — в Сибирь, в Крым или еще куда-то.
Например, одно из таких извещений, ходящих по сети, выглядит так: «19-21 декабря 2023 г. будет 666-ой день войны. Кто ж знает этих нумерологов-оккультистов... После ядерного удара вероятно пропадёт связь и восстановить её на своём мобильном устройстве можно будет через принятие печати антихриста. Поэтому , согласно слову Божьему, бежим в критический час явления антихриста ( об этом всё равно будет известно) в крымские горы( Симферополь-Ялта станут местом сбора верноподданных Царя: настоятели приходов, военный люд, казаки, православные христиане все. )»
Причины — психологические и духовные — появления таких лжепророчеств понятны. На людей со всех экранов обрушиваются потоки ужаса — мы уже имеем дело не с «военными слухами», а, благодаря современным технологиям, сами становимся свидетелями самых ужасающих зверств и мерзостей.
На ужас происходящего накладывается и склонность конкурирующих друг с другом медиа-ресурсов цеплять потребителя наиболее пугающими и мрачными новостями, поданными в самых ярких красках.
Что психика людей — особенно если она уже была не в лучшем состоянии — плавится и течет, вполне понятно.
Спрос на жуткие пророчества может показаться странным — разве мало всего страшного у нас уже есть — но он объясним. Людям трудно переносить неопределенность, гораздо легче знать заранее, какие кошмары еще ожидают нас в будущем. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца.
Кроме того, людей (некоторых, по крайне мере) привлекает атмосфера «сладкой жути», и за некоторыми как бы православными историями стоит тот же мотив, что и за празднованием Хеллоуина. Правда, Хеллоуин уже коммерциализировался до предела, пластмассовая сладкая жуть продается по три копейки на каждом углу, а вот лжепророчества с православным ароматом еще сохраняют оттенок искренности; люди (почти по настоящему) их пугаются.
Это плохо во многих отношениях.
Люди, которые уже подсели на страшные «пророчества», готовы не только слушать их, развесив уши, но следовать им — действительно куда-то бежать и прятаться, сжигать документы, и еще как-то спасаться от уже явившегося на пороге антихриста. Поскольку священноначалие явно не разделяет такой эсхатологической паники, к нему неизбежно возникает подозрительно отношение — оно-то почему никуда не бежит?
И ответ уже готов — «оскуде преподобный», старцы давно пророчествовали, что церкви будут стоять, а благодати в них не будет, не надо слушать пастырей, а надо слушать активистов из интернета, которые вам всю правду-то и расскажут.
Так, под лозунгами «верности Православию» и «хранения чистоты веры» человека отторгают от общения с Церковью. Мы уже неоднократно это видели — из последних заметных случаев можно вспомнить бывшего схиигумена Сергия и его последователей.
Другая сторона этого — маргинализация вообще всяких разговоров об эсхатологии, конце этого мира, антихристе и Втором Пришествии Господа.
Люди, привыкнув слышать разговоры об этих вещах в устах деятелей явно нездоровых, усваивают для себя, что от любых предостережений о духовных опасностях можно смело отмахнуться. Любое поминание антихриста или конца света начинает вызывать понимающие улыбки.
Это напоминает хорошо известный пример с криками «волки, волки!» — люди так привыкли к ложным сигналам тревоги, что проигнорируют и настоящий.
Менее заметный, но не менее глубокий вред — люди, вместо того, чтобы служить Богу и ближним, погружаются в липкую и парализующую паутину страхов. Тут уже не до молитвы становится, не до помощи ближним, ни до какой-либо созидательной деятельности вообще.
В такого рода эсхатологической панике нет ничего нового — с ее первыми приступами имел дело еще святой Апостол Павел, которому пришлось увещевать своих адресатов «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2Фесс.2:2)
Да и на нашей памяти было несколько волн такой паники.
И тут важно напомнить, что в центре нашей веры — вовсе не антихрист, а Христос. Мы знаем, что Он вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых — и это будет невероятно радостное событие для всех, кто верил Ему и следовал за Ним.
Но Христос несколько раз говорит о том, что мы не знаем, когда именно это произойдет. Как мы читаем в Евагелии,
«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лук.12:35-40)
Обратим внимание — рабы Домовладыки ожидают вовсе не антихриста, не на нем они сосредоточены. Они ожидают именно Христа. И они бодрствуют, не зная, в котором часу Он придет.
В свое время — и нам не известно, когда — история, какой мы ее знаем, придет к своим финальным главам.
Антихрист действительно явится обольщать народы, «со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2Фесс.2:10)
Чтобы не впасть в это обольщение, нужно «принять любовь истины», пребывать во Христе — через правую веру, Крещение, Евхаристию, и хранение заповедей.
Тогда антихрист, когда он явится, не сможет с нами ничего сделать. Как говорит сам Христос, «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоан.10:27-29)