Пасха красная — это Пасха красивая, прекрасная. Но что означает это словосочетание? Какие оно может вызвать ассоциации?
У меня вот такие.
Мне кажется, Пасха красива в первую очередь в сопоставлении с уродством смерти, которая уродлива потому, что «Бог смерти не сотворил» (Прем. 1:13). Недаром традиционное изображение смерти — в виде мерзкой, костлявой старухи с косой. Старушечья внешность ей очень подходит: смерть сама при смерти, ее время прошло. С момента Воскресения Христа смерть уязвлена и ей уже ничто не поможет. Она впала в агонию и ко Второму и Славному Пришествию Спасителя сгинет окончательно. Она уже не страшна как раньше, не приковывает к себе, подобно гадюке, взгляд жертвы. Благодаря Пасхе мы можем уверенно смотреть за ее спину — на красоту тихого света Незаходящего Солнца. И идти к Нему навстречу.
Красив и пасхальный символ — яйцо. Нет, речь идет не о красоте работ Фаберже и даже не об умилительности народного лукошка с крашеными яичками и куличом. Куда более красиво яйцо живое, скорлупка которого расходится на части под усилием маленького, но настырного клювика.
Прекрасно и пасхальное убранство храма. Но, может быть, вся изюминка в том, что церковное пространство распахивается к востоку, завеса «раздирается», престол словно становится для всех стоящих в храме ближе. И Сидящий на нем.
Красива безудержность колокольного звона, которому теперь позволено голосить по округе и вовремя и не вовремя. Какая-то удалая веселость слышится и в пении хора, и в зычных воззваниях духовенства, и в народных ответствиях. Апостол Павел писал о возможности безгрешного гнева (Еф. 4:26), а пасхальные торжества предлагают нам безгрешно повеселиться. И в пасхальную ночь совсем не хочется соглашаться с теми, кто настаивает, что Христос никогда не улыбался.
Красиво предстояние на Празднике праздников тех, кто соблюл пост, «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим. 4:7). Красиво их христианское рвение и старание. Но красивы и те, кто хоть от поста и отступили, поддались соблазну или вовсе не постились, однако на пасхальную службу пришли. И это не шутка. Вы только приглядитесь и полюбуйтесь: они красивы своим упованием на милосердие Божие, своей такой маленькой победой над ложным стыдом, поддавшись которому наши прародители лишились рая (см.: Быт. 3:8).
Красиво огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, красиво возвещение Евангелия на разных языках, прекрасно «исполнение церкви» в эту Светоносную и Святую Ночь.
Красива и не пугает пустая погребальная пещера в Гефсиманском саду. А когда апостол Иоанн описывает плат, прежде покрывавший главу Христову, как «особо свитый» (Ин. 20:7), я думаю, он имеет в виду и его какое-то особенное благолепие.
«Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная…» — неоднократно еще будут пропеваться эти слова в период пасхального попразднства. Когда вы их в очередной раз услышите, подумайте, а чем красива Пасха именно для вас?
Священник Леонид Кудрячов
pravoslavie.ru