Существует большая современная проблема –человек ассоциирует церковные праздники с какими–то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна,смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать,потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.
Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед,ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.
Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином,чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.
Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне,попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.
Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но, в тоже время, люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того,чтобы принять его потом, как какое–то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.
Оставлялся мёд также не случайно. Не для того, чтобы батюшка наелся меда без меры, а чтобы церковь, как община, могла поделиться этим мёдом с нуждающимися, с теми, кто не может его купить, не может приобрести, не имеет пасеки. Также и освящение плодов на Преображение – люди приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для нуждающихся.
И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким–то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что–то необычное.
Тоже самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас, Главное слово здесь –не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.
Праздник должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми,готовы поделиться с ближним, вот тогда и праздник в полном смысле этого слова. И Медовый Спас, и Яблочный Спас – это не только повод добыть для себя освященного яблочка или освященного медку, а возможность, поделиться этими дарами Божьими с другими.
В Елоховском соборе мы решили в этом году взять на праздник у уже испытанных,известных производителей мёд, который затем будем предлагать на продажу в лавке или перед храмом. И что важно, человек сможет купить мёд не только для себя, но и оплатить мед для нуждающихся. Тогда мы будем иметь возможность поделиться с нуждающимися, имея оплаченный добрыми, щедрыми людьми мед. Конечно, это наш первый опыт, посмотрим, как это будет восприниматься людьми, но мы специально отобрали несколько сортов хорошего меда нового сбора, чтобы гарантировать соблюдение традиции – освящения меда нового сбора. Теперь прихожане могут приобрести мед не только для себя, но и для других, для тех, кто не имеет возможности порадовать себя медом в эти дни.
Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить, их,наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся.Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто–то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто–то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели.
Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели,где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе, и с помощью народных традиций.
Подготовила Мария Строганова