Выведя народ израильский из египетского рабства, Господь дал ему через пророков Своих Моисея и Аарона закон, по которому надлежало посвящать Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола (ср.: Исх. 13, 12), то есть всякого первенца из сынов Израилевых. Это повеление служило для богоизбранного народа вечной памятью о той ночи, в которую Ангел Господень умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота (Исх. 13, 15), пощадив евреев. Было дано Господом и другое повеление, относящееся к иудейкам-родильницам: по окончании дней очищения своего женщина, родившая ребенка, должна была принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех (Лев. 12, 6). Если же она была не в состоянии принести агнца, то должна была принести двух молодых голубей — одного во всесожжение, а другого — в жертву за грех.
По истечении положенных сорока дней очищения после родов Пресвятая Дева Мария в сопровождении праведного Иосифа пришла в Иерусалимский храм и принесла Своего Первенца — Богомладенца Иисуса, чтобы исполнить всё, положенное по закону. Удивительно! Пречистая, оставшаяся Девой, приносит жертву очищения; по закону приносится выкуп за Законодателя. Но тайна свершившегося Боговоплощения была еще далеко не для всех очевидна, в глазах народа надлежало исполнить заповеданное Моисею.
Свидетельство о событиях, лежащих в основании праздника Сретения, мы находим во второй главе Евангелия от Луки. В единственном тогда храме Святое семейство встретили двое: праведный и благочестивый старец Симеон, пришедший в тот день в храм по вдохновению от Духа Святого, и пророчица Анна, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь(Лк. 2, 37). Старец, которому Духом Святым было обещано увидеть Христа еще в этой жизни, признал в сорокадневном Младенце своего Владыку и взял Его на руки, пророчица же Анна не только прославила Христа как Бога, но и разнесла благую весть о Спасителе всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).
* * *
Если верить апокрифическому Протоевангелию Иакова, из которого мы, в частности, черпаем сведения о рождении, детстве и юности Девы Марии, старец Симеон был священником, избранным на место убиенного Захарии, отца Иоанна Предтечи. Согласно другому древнему преданию, Симеон был не просто благочестивым старцем, а одним из тех семидесяти двух мудрых мужей, что в 280-е годы до Рождества Христова принялись за перевод Священного Писания на греческий язык. Симеон переводил книгу пророка Исайи, и когда дошел до стиха, в котором говорится: Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14) и это будет знамением от Бога, его одолело сомнение. Чисто человеческое, естественное и понятное желание заменить слово «дева» на более, казалось бы, подходящее по смыслу «женщина» было пресечено явившимся Ангелом Господним, который предрек Симеону, что тот не увидит смерти, пока не убедится в исполнении указанного пророчества — не встретит своего Мессию и Его Пречистую Матерь. Предание доносит до нас возраст, в котором праведный Симеон отошел из земной жизни,— 360 лет! В свете этого становится понятна та тихая радость, то ощущение наконец обретенного мира и покоя, которыми наполнены были слова старца: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32).
В православном богослужении эта благодарственная молитва старца к Спасителю звучит в конце вечерни, которая изображает ветхозаветную историю человечества. Именно в лице праведного Симеона Ветхий Завет со всеми его праведниками встречается с долгожданным Мессией — с Новым Заветом. В ветхозаветный храм приносится Искупитель рода человеческого, Податель Нового Завета. Богоизбранный Израиль, род Авраамов, встречается с Тем, Кто изберет Себе Израиль новый, явит славу Свою и среди язычников. Ветхий Завет узрел своего Избавителя, уверился в исполнении пророчеств и отходит с миром. Ветхозаветная история заканчивается, но дело искупления еще впереди, Младенцу Иисусу предстоит еще возрастать и укрепляться духом.
Чудные слова Симеонова молитвословия мы слышим и после причастия Святых Христовых Таин, когда читаются благодарственные молитвы. Это напоминает нам о том, что старец Симеон за благочестивую и праведную жизнь сподобился держать на своих руках Самого Бога, — мы же, народ Нового Израиля, сподобляемся и вовсе соединиться с Ним, вкушаем Его Тело и Кровь. Соответственно, при чтении «Ныне отпущаеши…» мы должны еще раз вспомнить о тех Дарах, что удостоились получить, и о великой милости Божией к нам, зачастую не достойным ее.
А еще молитву праведного Симеона можно услышать после совершения Таинства Крещения над мальчиками, когда в чине воцерковления они вносятся в алтарь православного храма. Это символически изображает принесение в жертву Богу, посвящение Ему младенца, воспоминание того, как когда-то и Самого Христа принесли на сороковой день в храм, где Он и услышал слова этой молитвы.
Однако в тот день Симеон Богоприимец произнес не только умиленные слова молитвы к Спасителю. Благословив Младенца и Деву Марию, он обратился к Ней с пророчеством, которое Она не забыла во всю Свою жизнь: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–35).
Едва ли не в первую очередь мы почитаем Пресвятую Богородицу за Ее смирение и покорность воле Божией. Страшно и чудно было Ей слышать слова Архангела Гавриила, принесшего Благую весть, необычно и радостно — вдохновенное признание Спасителем носимого Ею Плода от родственницы Елисаветы, дивным было поклонение пастухов Младенцу, лежащему в яслях. Но совсем другой оттенок имеют те чувства, которые испытала Дева Мария в этот день в храме Господнем. Признание Сына Мессией и поклонение Ему святых Симеона и Анны, благословение, полученное от праведного старца, — все эти неожиданно радостные слова и события были омрачены тенью страшного будущего, уготованного Агнцу Божию, и той участью, что предстояла Его Матери. Но как покорно Пречистая Дева принимала предыдущие радости, так Она приняла и эту, несущую на себе отпечаток будущих скорбей. «Тебе Самой оружие пройдет душу» — эти слова вполне могли прийти на память Богородице, когда вели на суд Ее Сына, когда ожесточались на Него первосвященники и неразумная толпа, когда Он нес на Голгофу Свой крест и висел на нем… И всё же где скорбь, там и утешение: пускай и «оружие пройдет душу», но человеколюбивый Господь не желает зла, пускай и лежит Сын Ее «в предмет пререканий» и на падение многих в Израиле, но ведь и на «восстание многих», и «во откровение языков»!
Думается, поэтому в богослужении Церкви Господский праздник Сретения носит признаки еще и Богородичного — в частности, ему присущи голубые облачения священнослужителей.
* * *
В праздновании Сретения мы не просто вспоминаем встречу праведного Симеона и пророчицы Анны с Иосифом Обручником, Девой Марией и Богомладенцем Христом. Мы радуемся за древнего старца, воспевая вместе с ним песнь благодарения. Мы дивимся вместе с Ангелами, «зряще неизреченное Божие снисхождение: Егоже бо трепещут Небесныя Силы, ныне старчи объемлют руце» (см.: седален по кафисме на утрени Сретения). Мы становимся свидетелями встречи Ветхого и Нового Заветов и видим, как исполняются пророчества. Мы величаем Деву, приносящую жертву очищения и слышащую радостное и страшное прорицание. На наших глазах символически посвящается Богу Отцу для будущего великого дела Искупления Божий Агнец, приносится выкуп за Того, Кто искупит от греха весь род человеческий.
Как много тем открывается в одном только евангельском отрывке, как много лежит за кратким описанием апостолом Лукой событий сорокового дня земной жизни Господа нашего, какие великие смыслы вкладывает Церковь в богослужение этого дня! Но есть и еще один духовный смысл…
Слово «сретение» на русский язык переводится как «встреча». Перевод этот, впрочем, не может вполне передать тот дух, что несет в себе нынешнее празднество. Митрополит Вениамин (Федченков), находясь на Саратовской кафедре, справедливо заметил: «Встреча… Это слово — хорошо; но для нас, грешных, оно несколько вольно: встречаются равные. А здесь — более подходящее славянское слово “сретение”; ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, — людей, встречающих Бога». Можно с уверенностью сказать, что каждый по-настоящему верующий человек в своей жизни испытал сретение Господа и поймет эту мысль владыки Вениамина. Не Господь идет на встречу с нами, поскольку Он всегда стоит у дверей наших сердец, а мы наконец понуждаем себя открыть эти двери и впустить Его в нашу жизнь. Возможно, потом в суете дней мы и перестаем напоминать себе об этом дне озарения Божией любовью, о необходимости постоянно идти навстречу Господу, стяжать Его благодать, но то чувство, которое нас посетило когда-то, уже не спутаем ни с чем, как не спутали праведные Симеон и Анна Богомладенца Христа ни с каким другим ребенком. И только от нас самих зависит, будет ли эта самая важная в жизни встреча нам на падение или на восстание.
А еще я в этот день всегда вспоминаю, как на одной из окраин нашего города в свое время возводился храм Сретения Господня. И пока шел процесс стройки, пока рос по бревнышку деревянный красавец храм, в служившем тогда временным храмом небольшом срубе по соседству, чудно пахнувшем смолой и ладаном, происходило мое личное узнавание Бога, Его Церкви — происходило в моей жизни личное сретение…
Газета «Православная вера» № 03 (575)