«Предпразднуим, людие, Христово рождество».
Началось время Четыредесятницы Рождества Христова, время поста и приготовления к великому Празднику.
Праздник стал провокацией, скатился до коммерции
Обычно Рождество Христово – это особый день, особое время года, когда мы забываем Бога. Или, лучше сказать, мы переживаем Рождество коммерчески: расцвеченные улицы города, иллюзорный свет гирлянд, искусственные елки, угощения, утка под яблоками и торт «Наполеон», обмен рождественскими подарками, предвкушение выходных дней, тринадцатой зарплаты... Рождество заканчивается. С набитым желудком и опустошенным сердцем. Христа нигде нет. Это все почти не имеет отношения к истине и сильно разочаровывает: праздник стал провокацией, скатился до коммерции. И, наверное, можно найти оправдание некоторым из тех, кто в попытках заработать свой хлеб эксплуатируют Рождество, но эта их нужда уничтожает дивный смысл и глубину праздника.
Обман «коммерческим» Рождеством – это обман первый. Но есть и другой, и он коварнее. Это обман «социальным» Рождеством: мы воспринимаем Рождество как «праздник любви, семейный праздник». Праздник, когда мы все встречаемся и жертвуем деньги на социальные проекты, или собираем и даем неимущему пакет с рисом–макаронами–картофелем–бутылкой масла–цыпленком. Это всё добрые дела, поэтому и Церковь это приветствует, и мы должны их делать, но добрые дела под Рождество не равняются самому Рождеству. Мы можем оказать немного милости, взять немного денег с церковной тарелки или наоборот – положить на нее, а, возможно, пойти и помочь в раздаче подарков митрополии бедным семьям, но при этом не пережить в своей жизни Рождества.
Тогда что же такое Рождество? Как встретить его? Быть может, нам нужно сделать что-то еще более существенное в этом году, который для кого-то из нас – вероятно, и для меня – предоставит последнюю такую возможность? В чем смысл Рождества?
Добрые дела под Рождество не равняются самому Рождеству
Когда мы говорим «Рождество» или «праздник Рождества», то в нашем уме эти понятия, как правило, связаны с изобилием всевозможных благ, обменом подарками, украшениями, путешествиями, наконец... Эти представления лишь подчеркивают сформировавшееся у нас заблуждение. Но и, с другой стороны, дают нам повод немного измениться. Давайте попробуем изобилие – хотя бы в этом году – заменить простотой и в ней с радостью прожить грядущее Рождество. Не в нищете, как Христос, но без расточительства. Пусть наш стол будет полон настолько, чтобы удовлетворить наши потребности, но не будет ломиться от яств. Вместо того, чтобы мы, сытые, раздавали подарки сытым, попробуем возделать в своих душах милость и чего-то себя лишить ради нашего ближнего. Если у нас нет денег, уделим немного своего времени страждущему, немного терпения – одинокому человеку с трудным характером, потрудимся ради того, кто в этом нуждается, сходим в больницу. И это будет лучшим подарком Христу. Вместо того, чтобы украшать все вокруг, украсим свои души. Это же несчастье, если наш дом полон колокольчиков, елочек и цветочков, а наше сердце покрывает паутина. И как прекрасно, когда украшено сердце, а дом имеет убранство праздничное, но скромное!
Как прекрасно, когда украшено сердце, а дом имеет убранство праздничное, но скромное!
Вместо дальних поездок совершим одну – путешествие волхвов: Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь (Лк. 2, 15). Чтобы понять, что такое Вифлеем, нам понадобится малость тишины. Это событие, которое некогда произошло в одном из палестинских сел? Или это состояние, которое и я способен ощутить, уподобившись в смирении волхвам? Немного приблизиться к пониманию того, что есть Рождество? О чем рассказывает оно нам? Как рождается наше спасение в простоте пещеры и смирении пелен? Как Бог источает всю Свою любовь и облачается в человеческую природу? Как снисходит Бог и дарует нам величайшую возможность уподобиться Ему?
Четыредесятница Рождества – это благословенное время, которое вновь открывается перед нами. Открывается, как уникальная возможность для каждого. Об этом нам будут постоянно напоминать и эти сорок дней, и вся наша жизнь. Нам остается немногое: открыть глаза, расширить слух и воспринимать духовные вести, чтобы суметь оказаться в подлинном Вифлееме и порадоваться всем своим существом Рождеству. Тогда наступившее Рождество подтвердит, что «с нами Бог», и не только «с нами», но и в нас: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
Я желаю, чтобы через сорок дней Бог дал всем вам без исключения удостоиться увидеть Христа, не только рожденного в яслех вифлеемских, но – главное – возлежащего в яслех ваших душ.