АНДРЕЙ СЕГЕДА
«- С Рождеством!», «- Счастливого рождества!» — можно часто услышать от расположенного к вам человека. Но с Рождеством Кого? Почему этот праздник должен быть счастливым для нас? В чём его особенное значение? Да просто в том, что существование человечества в этот день наконец обрело смысл!
Значение праздника
Богочеловек Иисус Христос, Сын Божий родился дважды. Один раз он родился от Бога Отца без матери. Вернее не родился, а непрерывно рождается. Поскольку само время было сотворено Богом, а Святая Троица находится над временем и над пространством.
Книга Бытия сообщает нам о том, что однажды Богом был сотворён мир. Сотворён и наполнен живыми существами, которые могли бы получать радость от бытия. Венцом творения стал человек, объединивший в себе духовный и материальный миры и наделённый живой неуничтожимой душой.
Впоследствии человек преступил заповедь Божию и тем самым отделил себя от источника всех благ — Бога. Это пагубным образом сказалось на нём. Человек стал подвержен усталости, болезням и смерти и начал остро чувствовать свою оставленность Богом. На долгие века и даже тысячелетия мир замер в ожидании прихода великого Примирителя человечества со своим Создателем.
И вот приход обещанного Мессии состоялся. Пречистая Матерь Божия родила сына, зачатого без мужа, от Духа Святого. Так Бог Сын родился на свет вторично, вочеловечившись. И началась его земная жизнь. Путь на Голгофу, к смерти, воскресению и вознесению. Путь к примирению человечества с Богом. К усыновлению людей Творцу.
Именно это рождение, Рождество мы отмечаем 25 декабря по юлианскому календарю или 7 января по григорианскому. Наши предки лучше нас с вами понимали значение этого события, поэтому к нему было привязано всё летосчисление на планете. Само время разделилось на этапы: «до Рождества Христова» и «от Рождества Христова».
Предание о Рождестве Христовом
Сведения о Рождестве Христовом преимущественно содержатся в Евангелиях от Луки и от Матфея. Некоторые, признаваемые Церковью верными, подробности можно встретить в «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея» — известных апокрифических текстах первых веков.
Согласно Священному Преданию, воспитывавшаяся при иерусалимском храме Дева Мария дала Богу обет девства и была обручена пожилому праведному старцу Иосифу, чтобы он стал её опекуном. Вскоре Иосиф понял, что Мария беременна, но ангел Божий рассказал ему о чуде, свидетелем которого он должен был стать: «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:20-21).
В тот же год императором Римской империи была объявлена перепись, для прохождения которой житель каждой провинции должен был вернуться в город, откуда был родом. Дева Мария и Иосиф Обручник происходили из рода царя и пророка Давида и должны были пройти перепись в Вифлееме.
Когда они добрались до города, то обнаружили, что все места в гостиницах и комнаты в домах горожан заняты, поэтому им пришлось остановиться в пещере, которая обычно использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.
В пещере Матерь Божия родила Спасителя. Ангелы разнесли весть об этом местным праведникам, первыми из которых были пастухи. Эти простые и чистые сердцем люди сразу же поспешили в пещеру, чтобы поклониться Господу.
Несколько позже поклониться Спасителю пришли мудрецы и аристократы с Востока, названные в Евангелии волхвами. Предание гласит, что их звали Мельхиор, Валтасар и Гаспар. Ведомые появившейся в небе особенной звездой, они принесли Господу символические дары: ладан, как Богу, золото, как царю и миро (драгоценное масло), как человеку.
Ко времени прихода волхвов Святое семейство уже некоторое время находилось в Вифлееме и успело перебраться из пещеры в дом (по одной из версий они были в пути два года и к их приходу Иосиф и Мария уже успели принести Спасителя в иерусалимский храм и вернуться обратно в Вифлеем).
Сразу после поклонения волхвов Святое семейство было вынуждено бежать в Египет и жить там несколько лет, так как правивший в Иудее Ирод Великий видел в Мессии конкурента своей власти и, узнав от волхвов примерное время рождения Господа, распорядился уничтожить всех младенцев до двух лет в окрестностях Вифлеема. Так погибло 14 000 ни в чём не повинных детей.
После смерти Ирода Великого ангел явился Иосифу Обручнику и поведал о возможности вернуться на родину. По возвращении в Святую Землю Иосиф, Мария и Иисус поселились в городе Назарете. На этом библейский рассказ о Рождестве Христовом заканчивается.
Дата Рождества Христова
Основание традиции отсчёта времени от от Рождества Христова положил наш земляк (скиф из Причерноморья) Дионисий Малый — весьма образованный монах, живший в Риме. По поручению папы римского Иоанна I в середине VI века он составлял пасхальные таблицы, переводил церковно-канонические сборники, жития святых и догматические сочинения с греческого на латынь и занимался другими научными трудами.
Дионисий вычислил и ввёл в широкий обиход дату Рождества Христова, исходя из того, что Господу, когда Он начинал Свою проповедническую деятельность, было около 30 лет (по Евангелию от Луки), что распят Он был в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Опираясь на Александрийскую пасхалию, Дионисий решил, что Воскресение Господа приходится на 25 марта 31 года от Его Рождества. С тех пор от этой даты ведётся мировое летосчисление.
Однако многие исследователи считают, что Дионисий Малый в своих расчётах допустил ошибку и что Спаситель родился ранее указанного Дионисием срока. Большинство современных историков и библеистов определяют дату рождения Спасителя как 5-й год до Рождества Христова. Такой получился исторический казус.
Становление и особенности празднования Рождества Христова
В 221 году реннехристианский историк Секст Юлий Африкан впервые указал на 25 декабря, как на дату Рождества Спасителя. В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. Сейчас это один из двенадцати наиболее значимых христианских праздников после Светлого Христова Воскресения.
В Константинопольской Церкви праздновать Рождество Христово стали несколько позже — около 377 года. Этому поспособствовали император Аркадий и святитель Иоанн Златоуст, бывший в то время архиепископом Восточного Рима. К концу IV столетия обычай отмечать Рождество Христово утвердился во всех крупнейших Православных Церквях.
25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю) Рождество Христово отмечают Русская, Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Полская Поместные Церкви.
Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие Православные Церкви отмечают Рождество Христово 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским. В это же время рождение Спасителя отмечается католиками и большинством протестантов.
Рождество Христово отмечают в большинстве стран мира. При этом во многих из них оно имеет статус государственного праздника и является выходным днём.
Подготовкой к празднику служит строгий Рождественский (Филиппов) пост, продолжающийся в течение 40 дней, особая суббота перед Рождеством и рождественский сочельник — день особенно строгого поста, когда пища не вкушается «до первой звезды», то есть примерно до пяти часов вечера, а трапезу принято начинать с особого блюда из зёрен размоченной в воде пшеницы с мёдом и фруктами — сочива. Лучшие рецепты сочива вы можете узнать здесь.
Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. В состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие вместо Великой вечерни. В день празднования Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».
Период от Рождества Христова до Крещения Господня (19 января) считается святыми днями, «святками». В это время принято поздравлять друг друга, посещать больных, угощать нуждающихся, петь особые песнопения о Рождестве Христовом — колядки.
С XVIII века на Рождество при храмах устанавливают рождественские вертепы — макеты пещеры Рождества, обычно из снега, с установленными в них фигурами Богородицы, Иосифа Обручника, пастухов и животных, а также яслями с Богомладенцем.
Ещё в дохристианский период у германцев ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова. В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где по указу императора Петра Великого им к празднику стали украшать дома и общественные места.
Русская Православная Церковь с 1814 года (согласно указу Александра I) в день Рождества Христова также вспоминает избавление нашей страны от нашествия армии французского императора Наполеона Бонапарта.
Ещё несколько интересных традиций, легенд и интересных фактов о Рождестве Христовом изложены здесь.
От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем всех православных верующих с наступающим праздником Рождества Христова! Желаем каждому христианину радостно встретить пришедшего в мир Спасителя и следовать Его слову и примеру в своей внутренней жизни, дабы достигнуть Царствия Небесного!
Андрей Сегеда