Глубокая, как Иаковлев колодец, таинственно-темная и прозрачная, как вода в нем, богатая смыслами четвертая глава Евангелия от Иоанна… Именно ее мы услышим в храме в пятое воскресенье по Пасхе — 6 мая текущего года — в Неделю о жене самаряныне. Утомленный Учитель, один, без учеников — они ушли на рынок за едой — сидит у древнего колодца, ископанного праотцем Иаковом-Израилем; и колодец, и весь участок земли Иаков предназначил в наследство своему сыну Иосифу, тому самому, которого родные братья продали в рабство, который потом спас их всех от голода и простил.
И вот, женщина приходит за водой — как обычно, как ходит она сюда со своим водоносом (кувшином) изо дня в день. Что за женщина?
Во-первых, самарянка, полуязычница — иудеи с самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Во вторых — совсем, совсем не образец праведности и благочестия, и Господу это ясно: ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе (18). После этих слов самарянка, воспринимавшая слова Незнакомца по-детски буквально и утилитарно — дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (15),?— понимает, что перед нею не совсем обычный человек, и что к словам Его нужно отнестись иначе.
И она задает Ему вопрос, который, по всей видимости, постоянно обсуждался в ее окружении. Это вопрос расхождения в вере меж иудеями и самарянами: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (22). Самарянка имеет в виду священную для ее народа гору Гаризим и Иерусалимский храм.
И что же она слышит от странного человека, сидящего у колодца? Она слышит проповедь веры, заря которой уже занялась, веры, которая не требует особых, раз и навсегда установленных мест для поклонения: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу <…> когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (21, 23–24).
Митрополит Иоанн (Вендланд) говорил, что эти слова Спасителя — указание на тайну Святой Троицы: «Поклоняться Отцу, то есть первому Лицу Святой Троицы, в Духе, то есть в третьем Лице Святой Троицы, и Истине, то есть во втором Лице Святой Троицы. Вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: Я есмь Истина (Ин. 14, 6)».
Самарянка знает, что придет Мессия, то есть Христос (25). И вот, она слышит от Незнакомца: Это Я, который говорю с тобою (26).
Женщина, бросив у колодца свой водонос, бежит в город. Она стучит во все двери и окна, ее возбужденный голос слышен на всех углах.
Она становится вестницей спасения. Она уже никогда более не будет прежней. Нивы побелели и поспели к жатве (35) — самаряне готовы услышать Благую Весть. В отличие от жителей страны Гадаринской, которые, напомню, просили Исцелителя удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом (Лк. 8, 37), жители самарийского Сихаря просят Господа задержаться, побыть у них подольше (см. 40).
И Он соглашается, и эта задержка на Его пути в родную Галилею приносит добрые плоды. И мы выходим из храма с ощущением чуда, совершившегося — не только с дальней-далекой от нас самарянкой и ее соплеменниками, но и с нами.
Газета «Православная вера» № 08 (604)
Марина Бирюкова