Как мы ждали Пасху, а она уже проходит: не за горами Отдание, когда мы в последний раз увидим красные облачения священников, последний раз зажжем красные свечи, последний — до следующей Пасхи — раз дружно отзовемся на «Христос воскресе!». Но каждая неделя пасхального периода имеет свое особое наименование и духовное содержание.
Четвертая неделя (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей о расслабленном. В этом году она приходится на 29 апреля. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Иоанна, глава 5, 1–15 — о событии в иерусалимской купальне, именуемой Вифезда:
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи…
Итак, расслабленному не пришлось окунаться в купель: одного только слова Господнего оказалось достаточно. Но это не конец истории: Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Это евангельское чтение имеет прямое отношение к каждому из нас. Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) после Божественной литургии в этот день обращался к пастве так: «Расслабленные братья и сестры! Порадуемся тому, что мы хотя бы сознаем себя таковыми! Господь пришел в мир спасти расслабленных грешников, а мы — среди них».
Именно грех расслабляет человека, лишает его сил, делает его неспособным к духовному движению, к внутреннему труду, а зачастую также и к делам внешним. Впрочем, не только о грехе нужно здесь говорить, а об уязвимости, страстности (болезненности) падшей человеческой природы. Никто из нас не может похвастаться тем, что ему легко справиться с самим собой, с собственными проблемами; состояние беспомощности, уныния, а подчас и отчаяния в себе может растянуться на годы, а когда-то даже перейти в клинический вариант, в нервно-психическое расстройство. И вроде ведь молится человек, и в храм ходит, отчего же нет счастья, нет свободы?
О терпении, необходимом каждому из нас, расслабленных, о твердом уповании на Господа говорил в своей проповеди лаврский старец, архимандрит Кирилл (Павлов): «Первое, что заслуживает нашего внимания,?— это твердая вера больного в милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал от тяжкой болезни и не изнемогал в своем терпении и уповании. Он верил и надеялся получить просимое, и Господь вспомнил о нем и подал ему исцеление. Научитесь, дорогие, на этом примере быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских. Какими бы тяжкими ни были скорби, сколько бы времени они ни продолжались,?— верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую, непоколебимую надежду на Его милосердие».
Господь все равно приходит и исцеляет. Не всегда это происходит вот так — в конкретный момент, через нежданное озарение. Чаще благодать, подобно влаге, просачивается понемногу в нашу жизнь, и, оглянувшись на прожитые годы, мы видим, сколь многое на самом деле изменилось для нас и в нас самих, как бы ни были мы грешны и немощны…
Но вот главное: что требуется от нас, чем мы ответим на Его исцеляющую любовь? Митрополит Сурожский Антоний напоминает нам о словах Спасителя вот, ты выздоровел; не греши больше — и далее говорит: «Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно влечет за собой и ответственность за вновь обретенную цельность».
А протоиерей Александр Шаргунов, обращаясь к нам в этот день, призывает вспомнить о том, сколько больных, одиноких, брошенных людей рядом с нами «не имеют человека», который бы им помог.
Продолжение следует...
Газета «Православная вера» № 08 (604)
Марина Бирюкова