ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Православные праздники | 22-05-2014, 08:06

Откуда на Руси запрос на Николу?

Проголосовать:
голосов: 0

Общество хочет видеть в служителях Церкви служителей милосердия. Авторитет должен быть подкреплён соответствующими делами

Мы живём в то время, когда словам не верят, слово потеряло свой вес, когда основным языком Евангелия становится язык милосердия, вероятно, самый доступный язык из всех существующих, язык, которым в совершенстве владел святитель Николай Мирликийский.

Последние несколько лет меня не оставляет ощущение, что предъявляя претензии к Церкви наш современник, сам того не ведая, мерит её по святителю Николаю.

Так поступают люди церковные и совершенно далекие от всяческой религиозности, люди разных поколений и взглядов. Это, можно сказать, – общее место.

Образ святителя Николая настолько глубоко укоренен в русской ментальности, что является неким критерием не только пастырства, но вообще христианского отношения к миру. Почитание святителя Николая на Руси – это особая тема для разговора, таящая в себе множество вопросов.

Совершенно непонятно, почему самым почитаемым святым в Русской Церкви является человек, живший в небольшом средиземноморском городе на рубеже третьего и четвертого веков, т.е. ещё до окончания этногенеза восточных славян, и задолго до того как киевский князь Владимир принимает христианство в его византийском изводе.

Очевидно, что святитель Николай никогда не посещал наших пределов, в его житии нет ничего, чтобы внешним образом его связывало с нашей страной.

Более того – сам святой не оставил после себя ни строчки письменного наследия, мы имеем лишь только несколько редакций его жития, которые, мягко говоря, не во всём друг с другом совпадают.

Так в чём же причина такого почитания Николы в нашей Церкви? Полагаю, что объяснений, связанных с особыми политическими и культурными связями Киевской Руси с Европой в XI веке, где в это время особо почитают святителя Николая, явно недостаточно.

По крайней мере, есть и другие более тонкие причины.

Думаю, что дело в доступности образа этого святого. Этический пафос жития святителя Николая созвучен с тем, что сегодня называют общечеловеческими ценностями, и в этом смысле его житие обладает особой иллюстративностью и убедительностью.

Несомненно, в почитании Николы есть и мистическая составляющая, недаром церковная традиция именует его чудотворцем. Но это скорее следствие того, что образ именно святителя Николая оказался особенно близок сердцу русского человека.

Данная ситуация актуальна и сейчас, недаром я начал с того, что по святителю Николаю внешние сегодня мерят Церковь. Можно сказать, что в нашем обществе существует своеобразный запрос на Николу.

Ведь те требования к Церкви и её членам, которые в последние годы предъявлялись Ей, фактически следуют житию святителя.

Милость к троим осуждённым, обличение казнокрадства, злоупотребления властью, сострадание к слабым, свобода от земных привязанностей и многое другое. Вряд ли эта предвзятость вырастает из-за равнодушия или особого отрицательного отношения к Церкви.

Думаю, что дело в особом чувстве, когда человек интуитивно понимает, что правду нужно искать у Бога, и у правды нет и не может быть другого критерия.

Этим и обусловлено то внимание, которое уделяется нам многими нашими критиками. Общество хочет видеть в служителях Церкви служителей милосердия, поскольку мы живём в то время, когда словам не верят, слово потеряло свой вес, когда основным языком Евангелия становится язык милосердия, вероятно, самый доступный язык из всех существующих, язык, которым в совершенстве владел святитель Николай Мирликийский.

Язык действия доступен восприятию каждого. Человек создан по образу Христа, поэтому христианин, «обновляемый по образу Создавшего его», призван раскрыть в своём свидетельстве миру тайну воплощения Сына Божия, тайну родства человека и Бога. Явить человеческое в Боге. Показать, что во мне живёт Христос, поскольку я живу Им. Продемонстрировать Христа.

Тем самым свидетельствовать внешним, забывшим о Нём, но взыскующим Его. Таков, по всей видимости, должен быть характер новой евангелизации, о которой так много говорят последнее время в христианском мире.

От Церкви уже не требуется быть культурообразующей силой, институтом присвоения смыслов тем или иным жизненным реалиям, но требуется быть моральным авторитетом, и авторитет этот должен быть подкреплён соответствующими делами милосердия, убедительными и доступными для большинства.

Именно такой образ Церкви считывается нами с жития святителя Николая. Сила его проповеди – это сила его сострадания другому, сила Любви Христовой. В этом, вероятно, и заключается тайна его особого предстательства о нас, на этом и основано и то беспрецедентное почитание святителя Николая, которое по сей день существует в нашей Церкви.

Священник Максим Вараев

pravmir.ru

 

 

 


 

В сюжете: Священник Максим Вараев свт. Николай Чудотворец

 

Просмотров: 1 485
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru