«Маленького принца» первый раз я не прочитала, а послушала в начально-школьном возрасте. Мама перед сном ставила нам с сестрой пластинки со сказками. И меня поразило, как взрослый человек так хорошо понимает детей. И еще было что-то неуловимое. Как будто Сент-Экзюпери чувствовал, что значит быть, как дети.
Повзрослев, я перечитывала книгу не один раз. И всегда находила в ней всё новое и новое о любви. Даже о воспитании детей. Об отношении к родителям. Сейчас я вижу в этой сказке много ценного для брака. Для той Малой Церкви, где как раз любви так часто не хватает.
Мы всё время задаемся вопросами: как же быть счастливыми в браке? как любить по-христиански? что такое жертвенная любовь? Как жертвовать так, чтобы эта жертвенность не переходила в раболепие и была искренней, от души? Чтобы не было фальшивой приторности и пустоты, искусственности за внешними благовидными поступками. Но таких примеров счастливых семей мало. Браки, где есть эта любовь, заметны сразу.
Вообще человека, наполненного любовью, видно на расстоянии, он как будто светится. И наполняет светом всё вокруг. Если речь идет о писателе, то в его книгах мы обязательно почувствуем это. И сердце защемит от умиления, когда мы увидим, что можно все-таки жить по-христиански. Потому что там, где мы встречаем что-то «настоящее», обязательно есть место Христу.
1. «Мы в ответе за тех, кого мы приручили»
Эта фраза уже набила оскомину. Но как же она важна. Муж с женой несут ответственность друг за друга. И с разводом от ответственности не убежать.
Я не буду рассматривать сейчас крайние причины разводов, такие как наркомания, алкоголизм, сумасшествие, сектантство. Но браки рушатся и по более легкомысленным причинам. Банальное «разлюбила». Не могу, и всё. Или полюбил другую. Или «не сошлись характерами». Правда в том, что рано или поздно со всеми случаются падения. Разной глубины. И находиться рядом с человеком в это время, а уж тем более жить в браке – очень тягостно. Он вдруг либо замыкается, либо озлобляется, либо впадает в глубокое уныние… А если это случается с мужем? С твоей опорой и защитой, стеной? Очень тяжело осознать, что происходит с близким тебе человеком, как это перетерпеть и как помочь выбраться. Он выматывает нервы, обижается, провоцирует конфликты, начинает пить… И, кажется, зачем терпеть? Можно же развестись. Раз он себя так ведет, значит, не любит. Но в душе у человека боль, непреодолимая боль, которая выливается в такое поведение. Бросить его в этот момент – подло. Когда супруг или супруга были на высоте, брак казался раем. Теперь, когда человек душевно «заболел», ему нужна помощь, хотя лекарство подобрать бывает трудно.
Всегда, кто бы что ни говорил, один бросает другого. Один остается выброшенным. С горечью, обидой, с раной в душе, ощущением своей ненужности, вины, ущербности. Какие страдания это может принести человеку, знают только те, кто был в подобной ситуации. А ведь во многих случаях можно было бы попробовать всё исправить. Поговорить, обратиться за помощью к психологам, к Церкви. Мы порой даже не представляем, как мы можем покалечить некогда любимого нами человека своим уходом. Оставить душевно инвалидом. В этот момент нам жалко лишь себя. А если подумать, то ведь это же мы сами не справились, мы не сделали семью счастливой, мы виноваты в той же мере, что и он. Мы ответственны за то, чтобы этот человек был в семье счастлив, а думаем, что это он ответственен за нас. Встаем в так называемую позицию пострадавшего. Правда в том, что мы бежим от ответственности за тех, кого приручили.
2. «“Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу”. “Потому что я отдавал ей всю душу…" – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить»
Если мы начнем отдавать душу, всё свое сердце в браке, то человек будет нам становиться всё ближе и дороже. Ключевой момент здесь искренность, то есть если начать делать что-то искусственно, ничего не получится. Останется только горечь: «я всё делала, отдала
свои лучшие годы…» Есть большая разница между «отдавать всю душу» и «отдавать в надежде получить». Тут тоже стоит быть, как дети, наверное. Искренними, как Маленький принц.
3. «Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете»
Ох, если бы мы относились к своему мужу (или жене) как к единственному в целом свете, как к сокровищу, как к самому лучшему человеку на земле, потому что он такой один! Об изменах речь бы уже не шла.
«Вы красивые, но пустые, – продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя».
Это всё о том же: супруг становится «моим» по-настоящему не тогда, когда наденет на палец кольцо, а когда мы будем заботиться и думать друг о друге. Тогда и на сторону не захочется смотреть, потому что все другие покажутся пустыми, даже самые красивые.
4. «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться»
Мне кажется, в этих словах Маленького принца кроется что-то очень глубокое. Мы так часто обращаем внимание на какие-то мелочи и не умеем радоваться друг другу. Не ценим того, кто рядом. Только потеряв, мы, как и этот мальчик, понимаем, что уже поздно. А ведь возможность была. И можно было жить и радоваться. А мы придирались и ссорились по пустякам. Не видели главного.
«Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить».
К сожалению, так часто бывает, что женщины скрывают свою нежность за острыми шипами. Боясь показаться слабой, женщина начинает ворчать, придираться, агрессивно себя вести, капризничать. Мужчина не видит корней этого поведения и не выдерживает, уходит. Оба становятся несчастными из-за своей гордости и непонимания.
Что хотел от розы Маленький принц? Да по сути ничего, никаких материальных или бытовых благ. Ему нужна была ее нежность, ее благоухание, ее благодарность, понимание. Далила соблазнила Самсона рассказать свой секрет отнюдь не борщами и не супами. Нежность и хрупкость могут быть сильнее шипов, вкусных обедов и даже красоты. Мужу хочется чувствовать себя любимым, хочется признания от жены и даже легкого восхищения. А мы так часто всё портим своей вредностью и, главное, своим постоянным недовольством и ворчанием, как эта роза.
Очень точно подмечено: роза (как и любая жена) была очень зависима от Маленького принца и немощна. Ей нужна была ширма от холода, ее нужно было поливать, защищать от гусениц и чтобы не съел барашек… Да, у нее были шипы, и она даже хвасталась ими, но даже с шипами ее нужно было охранять. В бытовом плане Маленький принц, в отличие от нее, мог себя обеспечить. Бросив розу, он не понимал, что он делает.
5. «“Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – так уходи”. Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет…»
Иногда сгоряча мы говорим такие вещи, которые ни в коем случае нельзя говорить. Бросаться словами «уходи», «давай разведемся», «не нравится – иди жить к маме», как минимум, опасно их деструктивностью. Даже если человек не уйдет, осадок останется
очень нехороший. Часто мы говорим так, чтобы якобы «сохранить свое лицо», чтобы бросить первым и быть в мнимой позиции победителя. На самом деле – проиграют оба.
6. «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении»
Одно из самых трудных, наверное, испытаний в браке, когда супруги смотрят на какой-то важный вопрос «в разном направлении». Один хочет много детей, другой оказывается не готов к подвигу многодетности. И так трудно, когда нет понимания, нет единого мнения. Постепенно приходится как-то искать точки соприкосновения в важных для супругов вопросах, искать компромисс. Сложность еще в том, что люди постоянно меняются. Женились оба православными, потом кто-то отошел от веры. Даже если вначале муж и жена смотрят в одном направлении, это не гарантирует, что кто-то не собьется с курса или не поменяет маршрут. И вот тут-то наступает одно из главных испытаний на прочность.
7. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной»
Мужья любят приводить в пример слова про послушание жен. Есть в голове какой-то идеал жены, и вот хочется этого идеала добиться. Но жены ведь живые люди все-таки, тоже нуждаются в снисходительности и понимании.
Жены тоже любят требовать от мужей невозможного. Выходят замуж за брутального мужчину, чтобы быть «как за каменной стеной», а потом требуют от него особенной чуткости и романтизма. А еще «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, тещу мамой называл и зарплату отдавал».
8. «Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени»
В тени своего брака тоже ох как не скоро можно будет отдохнуть. Придется поливать, удобрять, бороться с вредителями, ждать, терпеть, и тогда брак потихоньку будет становиться крепким дубом. И это всё годы, десятилетия труда. Только перестал поливать – листья начинают сохнуть. Только отвернулся – гусеницы пытаются съесть молодые почки. Не расслабишься. И чем лучше будем за ним ухаживать, тем раскидистей и зеленее будет крона, под которой в трудные моменты жизни можно будет укрыться от солнца или дождя. Не только нам, но и нашим детям.
Нина Жильцова
pravoslavie.ru